Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROBLEMS OF INTEGRATION OF THE DIVERSE PSYCHOMOTOR QUALITIES IN THE COMPLETE SPORTSMEN MOTOR ACTIONS IN VARIOUS SPORTS

Markov K.K. 1
1 Irkutsk National Research Technical University
Article considered problems and directions of perfection and integration of diverse sportsmen psychomotor qualities in specific complete motor actions in various sports with use of the modified touch Gellershtejn technique adapted in each specific case to features of movements structure in the basic techniques. As a physiological basis of such perfect inte­gration it is offered to use sportsmen abilities to increase high specialization distinctive sensitivity of time, spatial and power characteristics, development thin differentiation dynamic parametres of their technical competitive actions. On the basis of long-term researches in various sports perfection directions of specialized techniques of technical training with the account stress factors of a sport and features of work in it of external analyzers (visual, acoustical, tactile and a vestibular mechanism) are considered and offered. For sports with difficult biomechanical structures of technical ac­tions possibilities of use of specialised techniques of impellent training on the basis of key points are considered. On examples of volleyball and hand-to-hand fight methodical approaches to perfection of separate techniques with possi­bility of integration of perfection of thin time, spatial and power characteristics with as much as possible effective com­petitive technics of the sportsman are shown.
integration of psychomotor qualities
specificity of a sport

Современное состояние проблемы

В современном спорте высших достижений успешная реализация двигательных соревновательных задач во многих спортивных специализациях достигается за счет очень высокого уровня развития комплекса сенсомоторных качеств, являющихся первоосновой спортивно-технического мастерства. Особое значение это приобретает в видах спорта, в которых спортсмен действует ситуативно, при жестком лимите времени и физическом контакте с соперником, очень точно варьируя временные, силовые и пространственные параметры своих результативных движений. Для успешного решения этих соревновательных задач необходим высокий уровень развития психомоторных качеств спортсмена, особое значение при этом приобретает выработка на их основе вариативных, надежных и автоматизированных навыков и приемов, а также развитие способности к прогнозированию возможных ситуаций, особенно на сенсомоторном и перцептивном уровнях.

Одной из пионерских работ в области психомоторики человека применительно к специфике спортивной деятельности, очевидно, явилась работа С.Г. Геллерштейна [1], в которой выдвигалась гипотеза о возможности совершенствования скорости простой двигательной реакции на основе совершенствования различительной чувствительности временных параметров. Данная гипотеза была принципиально важна с двух точек зрения: с одной стороны, она открывала теоретически обоснованную принципиальную возможность совершенствования одного из наиболее жестко генетически предопределенных качеств человека – скорости простой двигательной реакции, считавшейся недоступной для ее развития. С другой стороны, в случае экспериментального подтверждения она могла служить основой для разработки достаточно универсальной практической методики совершенствования различных психомоторных способностей человека в оценке, дифференцировании и управлении временными, силовыми и пространственными характеристиками движений достаточно широкого биомеханического спектра. Проведенный в исследовании [1] эксперимент подтвердил авторскую гипотезу и послужил основой для формулирования основных положений многоступенчатой сенсорной методики развития временных сенсомоторных качеств.

В дальнейших исследованиях в области спортивной психомоторики [19; 20] был изучен широкий спектр психомоторных показателей в разных видах спорта, на разнообразных контингентах исследуемых возрастных и гендерных категорий спортсменов различных квалификационных характеристик. В последнее десятилетие достаточно широкий спектр исследований проводился в ряде достаточно специфических и разнообразных условиях таких видов спорта как кикбоксинг [8; 9; 18] и рукопашный бой [17], сноубординг [3] и экстремальные виды спорта [4], волейбол [10; 12; 14] и легкоатлетические прыжки в высоту [15; 16]. В результате достаточно широких и разнообразных работ на экспериментальных площадках Иркутского национального исследовательского технического университета [2] и его Центра медико-биологических исследований, Сибирского федерального университета и Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева была апробирована многоэтапная сенсорная методика совершенствования различительной способности спортсменами временных, пространственных и силовых характеристик отдельных спортивных движений в вышеперечисленных видах спорта.

Общей направленностью этих исследований было дифференцированное изучение отдельных психомоторных характеристик в трех изолированных категориях движений: время, пространство и усилия, способности спортсмена различать, оценивать, дифференцировать и управлять отдельными временными, силовыми и пространственными параметрами спортивных движений. Параллельно с экспериментальными исследованиями отдельных частных проявлений психомоторных способностей спортсменов разных видов спорта в ряде теоретических работ [5–7; 11; 13] рассматривались обобщенные проблемы и направления исследований преимущественно в сложно-координационных видах спорта и с непрограммированным жестко характером ответных по ситуации двигательных действий спортсменов. На наш взгляд, в этих видах спорта уровень совершенствования психомоторных качеств в наибольшей степени определяет результативность и успешность технических и тактических спортивных действий.

Проблемы и направления дальнейших исследований

Одной из важнейших практических задач научно-методического обеспечения тренировочного процесса в любом виде спорта и в любых его спортивных дисциплинах является интеграция всех отдельных специфических двигательных способностей спорт смена в целостные двигательные действия максимально результативные в реальных условиях спортивного поединка. С этой точки зрения высокие уровни различительной чувствительности отдельно по временным, пространственным и силовым характеристикам существенно необходимы, но недостаточны. Важны их интеграция в целостном двигательном акте и высокая степень корреляции с целевой направленностью этого действия и его результативностью.

Все упомянутые выше исследования изучали достаточно глубоко и подробно временные, пространственные и силовые характеристики спортивных движений, уровни их развития и совершенствования изолированно, без учета взаимного влияния друг на друга и корреляции с результатом всего движения в целом. В методическом плане работа по совершенствованию психомоторной подготовленности обеспечивалась единым принципиальным подходом многоэтапного и сенсорного характера, в каждом конкретном случае адаптированным к специфике вида спорта и движения, но она реализовывалась обособленно, в различных, не связанных между собой условиях и на разных этапах подготовки.

Следует также отметить, что в ряде видов спорта специфика двигательных действий спортсмена, а главное их спортивная, соревновательная эффективность обеспечивается более широким спектром требуемых психомоторных качеств, кроме перечисленных выше и исследуемых в упомянутых исследованиях. Так, соревновательная деятельность в таких видах спорта, как спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки с трамплина и вышки в водных видах спорта, в отдельных безопорных фазах игровых действий в игровых видах спорта и ряде других, высокие требования предъявляются к устойчивости или наоборот к мобильности вестибулярного аппарата и его сложнокоординационных реакций.

В спортивных играх, художественной гимнастике и ряде других подобных им видах при манипуляциях с соревновательными предметами требуется очень высокая целевая точность движения мяча, шайбы, лент и обручей, их попадания в нужные точки соревновательного пространства. Зачастую во многих соревновательных ситуациях спортсмен производит эти действия при дефиците времени на подготовку и исполнение, при противодействии соперника (часто в условиях их физического контакта), в безопорных положениях тела.

Существенное влияние на успешность соревновательных действий спортсмена в ряде видов спорта оказывает такое сложное и многокомпонентное психофизиологическое качество, как внимание, его объем и распределение, концентрация и устойчивость, распределение и переключение. В разных видах спорта эти характеристики имеют различную значимость и вклад в успешность соревновательной деятельности спортсмена, а следовательно, требуют специальных исследований, а также разработки и внедрения особых тренировочных методов и их совершенствования.

Таким образом, даже простая констатация столь специфических сочетаний условий и требований к подготовке спортсменов свидетельствует о необходимости устойчивой индивидуальной интеграции их высокой различительной чувствительности временных, пространственных и силовых характеристик специфических двигательных действий в избирательном сочетании с перечисленными выше требованиями.

На современных этапах научных и методических исследований следует рассмотреть проблемы, возникающие при технической подготовке спортсмена, особенно в сложнокоординационных видах спорта с достаточно сложной биомеханической структурой отдельных технических приемов, которые, с точки зрения современных теорий двигательного обучения, требуют их дифференцирования на отдельные составляющие, имеющие разную значимость для общей соревновательной эффективности действия спортсмена. При этом в каждом таком техническом приеме можно выделить ключевую точку или несколько таких переходов, определяющих общую результативность движения. Выделение таких ключевых точек позволяет сосредоточить внимание тренера и спортсмена, прежде всего, на особо значимых элементах технического действия. Именно на этих точках технического приема следует в первую очередь акцентировать внимание спортсмена при обучении, и именно в этих точках необходимо реализовать высокий уровень различительной чувствительности в основных психомоторных компонентах движения: временных, силовых и пространственных.

Успешная и эффективная подготовка высококлассных спортсменов, конкурентоспособных на самом высоком уровне современного спорта, требует от исследователей, тренеров и спортсменов глубокого изучения научно обоснованных представлений о самых глубоких и зачастую скрытых от поверхностного взгляда закономерностях избранного вида спорта, разработки и овладения интегральными методиками тренировки, позволяющими максимально реализовать природный потенциал талантливых спортсменов и добиться успеха.

С учетом рассмотренных выше закономерностей и явлений в современном спорте представляется обоснованным основную ставку в планировании и организации дальнейших научных исследований описанных процессов и состояний сделать на программированной интеграции и поэтапном внедрении, прежде всего, в тренировочный процесс сопряженных методов подготовки с одновременным развитием нескольких разнородных психомоторных качеств, объединенных общей нацеленностью на успешный конечный результат. Основную сложность в решении такой генеральной стратегической линии представляет разработка базовых упражнений и их технического обеспечения в реальном тренировочном процессе избранного вида спорта.

На начальных этапах такой подготовки не следует спешить с усложнением содержания тренировочного процесса, поэтапно решая конечную задачу подготовки.

Для примера данные рекомендации можно проиллюстрировать реальной практикой исследований [8; 9; 18] в кикбоксинге на разнообразном контингенте спортсменов. Исходным положением в исследовании было принято условие, что наиболее успешно выступают кикбоксеры с высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей с совершенными специфическими восприятиями: «чувством соперника», «чувством удара», «чувством дистанции» и т.п. Рост спортивного мастерства спортсмена определяется не только высокоуправляемым навыком, но и способностью без предварительной подготовки, быстро и своевременно решать ситуационные двигательные задачи спортивного поединка [8]. В таких условиях результаты поединка в кикбоксинге зависят от уровня простых и сложных двигательных реакций, способности спортсмена к антиципации, дифференцированию временных, мышечных и пространственных характеристик движения. Общий вклад этих факторов на разных этапах подготовки квалифицированных спортсменов различен и имеет тенденцию к росту от этапа предварительной подготовки к периоду спортивного совершенствования.

Для тестирования скоростно-силовых показателей в ударных действиях верхними и нижними конечностями, характерных для кикбоксинга, использовалось специальное устройство «Рэй-Спорт Киктест-100», который позволяет регистрировать скорость, силу, энергию и общий тоннаж ударов за определенное количество времени. На первом этапе эксперимента [8; 9] изолированно друг от друга были получены скоростные и силовые характеристики в трех группах спортсменов различной квалификации и оценены индивидуальные способности к их дифференцированию и управлению.

На следующем этапе после некоторой модернизации устройства «Киктест-100» вводились тренировочные задания, включающие и временные, и силовые характеристики с вариациями их значений, как задаваемых программно, так и по желанию самого спортсмена [18]. При этом общая оценка и результативность интеграции двух разнородных показателей замыкалась на результативности всего целостного действия, как в реальном бою, которая оценивалась экспертно тренером. Следующим этапом исследований планируется введение третьего параметра, пространственной различительной чувствительности, которая в данном конкретном случае является дистанцией в реальном бою от соперника для эффективного нанесения своевременного удара с требуемым и варьированным усилием.

В качестве другого примера можно рассмотреть реальную практику в другом виде спорта, в волейболе [8; 12; 14] с другой спецификой варьирования сенсомоторными навыками на общем фоне значимости показателей внимания, его концентрации и переключения в реальной специфической ситуации подготовки связующего игрока волейбольной команды. В реальных условиях тренировочного процесса связующий игрок располагался у сетки с задачей передавать вдоль сетки для нападающего удара в разные зоны мяч, набрасываемый из глубины площадки вспомогательным игроком. Задача варьировалась по пространственной длине передачи и динамическому усилию для передач разных по скорости в разные зоны. При этом тренер находился в середине противоположной площадки с крупными карточками в руках с цифрами, обозначавшими требуемую зону передачи, ее траекторию и скорость. Связующий игрок должен был постоянно наблюдать за противоположной площадкой (соперник), концентрируя и переключая внимание. В момент подлета мяча к связующему от вспомогательного игрока тренер неожиданно показывал карточку с номером, варьируя их последовательность, а следовательно, двигательную задачу и время у игрока для приема зрительной информации, принятия решения и выполнения действия, меняя по карточке тренера зону для передачи, скорость полета мяча (следовательно, и усилия) и дистанцию.

Многоэтапная сенсорная методика психомоторной подготовки спортсменов должна содержать ряд промежуточных стадий: на начальном этапе исходя из специфики вида спорта, спортивной специализации и индивидуальных особенностей спортсмена необходимо подготовить базу для дальнейшего совершенствования, развивая изолированно требуемые психомоторные качества [5–7].

Следующий этап представляет интеграционный процесс, в котором тренировочный процесс подготовки содержит комплексные упражнения, в которых последовательно усложняются двигательные задачи, объединяя в единый целенаправленный и специализированный к виду спорта двигательный акт разнородные сенсомоторные компоненты.

На следующем этапе в тренировке спортсмена создаются условия, моделирующие внешние условия соревновательной деятельности спортсмена, акцентируя его внимание на полной эффективности и результативности действий.