Изучение мотивов чтения произведений художественной литературы показывает, что обучающиеся испытывают устойчивую потребность в выражении своего впечатления о прочитанных художественных произведениях, и это побуждает их к общению. Причем, чем сильнее и продолжительнее эмоциональное воздействие на читателя образов и идей прочитанного произведения, тем настойчивее у него потребность в общении, тем многограннее и продуктивнее виды этого общения, «что способствует созданию новых направлений научного поиска» [3].
В ходе различных исследований установлено, что обучающиеся заметно выделяются по своему психологическому облику, что проявляется «в определенной, фиксирующей этот мир структуре … в сознании» [1]. Большую часть составляют те, которые мало читают, в том числе и по программе обучения в образовательных учреждениях. Поэтому изучение литературы мало влияет на расширение круга их чтения и, разумеется, на повышение качества восприятия произведений литературы. Среди этих обучающихся немало хорошо успевающих даже по литературе. Меньшую группу составляют обучающиеся необщительные, застенчивые, неуверенные в своих силах. Однако самостоятельное чтение произведений художественной литературы вытесняется более мощным фактором средств современных информационно-коммуникационных технологий, которые предполагают «выявление сложного взаимодействия различных видов социальной коммуникации» [2]. «Качественно новая коммуникативная среда образуется посредством введения во всевозможные сферы жизнедеятельности человека информационных технологий, а также изменений, происходящих благодаря этому в социокультурной сфере» [10]. При этом необходимо учитывать «информационные процессы развития различных систем деятельности в области культуры и искусств» [5].
Можно предположить, что где нет сплоченного коллектива, где преподаватели литературы не побуждают обучающихся к обмену впечатлениями о прочитанном художественном произведении, к коллективному обсуждению, показатели будут еще более низкими.
Теперь обратимся к показателям студентов, выбравших литературу в качестве профилирующего предмета в своей педагогической деятельности. Можно было ожидать, что общение по поводу прочитанного художественного произведения будет весьма интенсивным. В действительности этого не оказалось. Изучение этих студентов показало, что большинство из них, несмотря на то, что читают они немало, отличаются слабой коммуникативностью, неуверенностью и робостью. Наличие в студенческих группах активных и ярких импровизаторов, склонных к выделению себя и навязыванию собственного мнения о явлениях современной литературы и искусства, еще более усугубляет пассивность этих студентов.
Какие же виды межличностного общения наиболее распространены и какие из них являются более продуктивными с точки зрения формирования нравственного опыта, эстетических интересов и оценок, развития взаимопонимания и эмоционального сопереживания? К числу наиболее часто отмечаемых видов общения относятся (по убывающей частоте): неразвернутое выражение общего впечатления о художественном произведении, рекомендация (побуждение) прочитать, пересказ сюжета или фабулы произведения, рассказ о главном герое, пересказ одного или нескольких эпизодов, рассуждение на тему идейного содержания повести или романа, обсуждение прочитанного, спор-дискуссия, групповое чтение, выступление на публику.
Нельзя не отметить многообразия видов межличностного общения [8], каждому из которых соответствует тот или иной способ действенной обработки содержания прочитанного произведения, способствующего «становлению и оформлению русской культуры» [9]. Учитывая огромную влиятельную силу мнения группы, можно представить, как интенсивно происходит усвоение эстетических оценок, способов обобщения и конкретизации образного материала. Особенно плодотворны виды межличностного общения по поводу содержания литературных произведений для развития представлений об актуальности тех или иных нравственных проблем, для выработки критериев оценки моральных норм поведения и собственного отношения к ним. Разумеется, не все виды межличностного общения равнозначны в этом отношении.
Содержание литературных произведений является предметом более активного, группового и коллективного обсуждения. Несомненно, это отражает более высокий уровень сформированного коллектива. Выражение общего личного впечатления – наиболее распространенный вид межличностного общения, он ярко вскрывает картину сплоченности коллектива. Ведь известно, что обычно делятся мыслями и чувствами о прочитанном товарищи, отношения между которыми близкие, доброжелательные. В данном случае показательно сближение частоты первого вида общения со вторым – рекомендацией, советом прочитать. Более низкие показатели этого вида общения у обучающихся характеризуют то состояние активности межличностного общения, когда потребность в положительном воздействии друг на друга недостаточно высокая.
Хотя общее личное впечатление, как правило, крайне неразвернуто и чаще всего носит эмоциональный характер, значение его в межличностном общении очень велико в информационном плане, так как облегчает процесс выбора книги для чтения, с одной стороны, и помогает формированию самостоятельной оценки книги, с другой. Выражение общего впечатления и совет прочитать – преимущественно парные виды общения. Только в дружных коллективах нередки случаи, когда наиболее активные читатели, склонные к навязыванию своего мнения, перед всей группой выражают свое впечатление и советуют всем прочитать именно «эту замечательную книгу».
Пересказ сюжета внепрограммного произведения обычно имеет место в малых группах. Пересказы программных текстов часто объединяют большие группы. Надо отметить, что со стороны членов группы предъявляются высокие требования к рассказчику, и это обстоятельство побуждает его тщательно готовиться. Поэтому неудивительно, что среди обучающихся в общеобразовательных учрежедниях и студентов высших учебных заведений педагогической направленности, активно участвующих в этом виде общения, немало хороших рассказчиков, овладевших различными способами изложения сюжета, с различной степенью конкретизации и уровнем обобщения. Если в группе выделяются два-три хороших рассказчика, то общение становится довольно частым и плодотворным, так как возникает одинаковое переживание образов и картин, оставивших глубокое впечатление. К сожалению, ни в образовательных учреждениях, ни в высших учебных заведениях такой способ постижения содержания литературного произведения не только не поощряется, но, наоборот, пресекается. На наш взгляд, в целях формирования коллектива, подготовки обучающейся молодежи к более сложным способам обдумывания содержания прочитанных произведений преподаватели литературы должны поощрять этот вид общения.
Рассказ о главном герое как вид общения вдвое чаще представлен у образовательных учреждений. Это объясняется рядом причин. Безусловно, сказывается влияние занятий по литературе, на которых преподаватель вместе с обучающимися прослеживает пути и судьбы литературных героев крупных эпических произведений. Кроме того, существуют и психологические причины, в частности, потребность обучающихся разобраться в так называемой логике жизненного пути человека, в философии обыденной жизни и жизни, полной героических свершений, самопожертвования. Все это отвечает их поиску себя как личности, стремлению к самопознанию. Рассказ о главном герое может преследовать также и информативные цели, нередко являясь показателем односторонности или нецелостности восприятия литературного произведения.
У студентов высших учебных заведений педагогической направленности этот вид общения часто имеет утилитарные, учебные цели, а также является средством для обсуждения каких-либо моральных или философских проблем. Рассказ о главном литературном герое объединяет небольшие группы. Интересно отметить тот факт, что в малой группе при прослушивании рассказа о главном герое в прочитанном художественном произведении пассивных слушателей меньше, чем при пересказе сюжета произведения. В этом виде общения возникает множество частных нравственных проблем, которые вызывают не только эмоциональную реакцию слушателей, но и попытку остановить рассказчика с тем, чтобы обсудить отдельные эпизоды из жизни героев.
В межличностном общении обучающегося молодого поколения пересказ эпизода литературного произведения занимает большое место. Занятия по комментированному чтению в образовательном учреждении и требования на экзаменах в высших учебных заведениях приучают студентов и обучающихся внимательно относиться к отдельным эпизодам произведения, к знанию большого числа деталей и пониманию их идейной функции. Кроме того, сами по себе ключевые эпизоды яркие, легко запоминаются, и поэтому читатели охотно делятся своими впечатлениями о них. Пересказ эпизода чаще других способов обдумывания литературного произведения становится предметом общения группы, в том числе и довольно большой.
Следует отметить, что одни обучающиеся, наиболее подготовленные, осознанно выделяют эпизод художественного текста и делают его пересказ средством общения. Другие в этом отношении заметно отличаются от них. Примерно половина обучающихся передает содержание понравившейся им картины, эпизода. Более того, среди обучающихся наблюдается своего рода специализация по пересказу юмористических, приключенческих, фантастических и трагических ситуаций. При этом выделяются отличные рассказчики, объединяющие вокруг себя много слушателей. Особенно популярны юмористические эпизоды, короткие новеллы. Этот вид общения у студентов позволяет говорить о том, что требования к выразительной передаче короткого эпизода в высшем учебном заведении довольно высоки. Поэтому общение, вызванное потребностью поделиться впечатлением о прочитанной сцене или эпизоде, возникает часто при совместной подготовке к зачету или экзамену.
Рассуждение об идее произведения и обсуждение его содержания на первый взгляд могут показаться идентичными способами обдумывания содержания художественного текста. Однако, с точки зрения психологического содержания общения, оба эти способа различны. Рассуждение об идее произведения обычно возникает наедине между близкими друзьями, когда они испытывают потребность во взаимопонимании и сопереживании, в решении каких-либо волнующих проблем, особенно нравственных. Обсуждение содержания, как правило, происходит в группе и вызвано остротой постановки проблем научной фантастики, морали, политики и экономики [6; 7].
Частота общения, в основе которого лежит рассуждение об идее произведения, неуклонно увеличивается с возрастом. Характерно то, что многие студенты высших учебных заведений педагогической направленности пишут о своем желании порассуждать о прочитанном произведении, но преимущественно наедине или вместе с друзьями. В групповом обсуждении они не осмеливаются участвовать, так как это требует глубокого понимания проблематики произведения и уверенности в своих силах. К сожалению, образовательное учреждение мало помогает обучающимся в овладении умениями группового, а тем более коллективного обсуждения произведений литературы и искусства.
Это относится, в частности, к такому способу обсуждения, как спор-дискуссия. Практика показывает: обучающиеся отмечают, что они чаще и охотнее спорят по поводу просмотренного фильма, чем по поводу прочитанного литературного произведения. Дискуссии у них возникают неожиданно, предметом их являются узкие вопросы, в обсуждении участвуют двое или трое близких друзей. В возрастом проблематика споров значительно усложняется, число участников увеличивается. Обсуждаются в основном проблемы научной фантастики и морали. Студентов интересуют, прежде всего, проблемы оценки литературного произведения, несколько меньше проблемы нравственности. Роль споров-диспутов в формировании идейных и нравственных убеждений, эстетических оценок общеизвестна. Занятия по литературе в образовательном учреждении, лекции и семинарские занятия в высших учебных заведениях пока еще недостаточно стимулируют у обучающегося молодого поколения стремление к этому плодотворному виду общения. Сравнительно небольшое влияние оказывает на этот процесс «психолого-педагогическая подготовка профессорско-преподавательского состава» [4].
Групповое чтение также мало распространено в среде обучающихся и студентов. Предметом группового чтения являются, как правило, лирические стихи. Их чтение требует интимного общения, глубокого взаимопонимания и сопереживания. Только достаточно близко общающиеся находят время и условия для такого общения. У одних обучающихся редко возникает потребность в совместном чтении, но довольно часто появляется у других обучающихся. Как показывают наблюдения, число участников группового чтения произведений лирики может резко возрастать среди обучающихся. Потребность в общении, предметом которого является лирика, у студентов высших учебных заведений педагогической направленности также велика, но она не удовлетворяется из-за отсутствия необходимых условий.
Выступление на публику требует специальных способностей. В образовательных учреждениях есть обучающиеся, способные выразительно читать стихи и прозу. Среди студентов высших учебных заведений с педагогической направленностью также немало умеющих выступать на публику. Однако и обучающиеся, и студенты выступают с чтением литературных произведений только при так называемой острой необходимости. Естественно, что такого рода общение не имеет особого значения в личностном плане, разве только важно в формировании уверенности, необходимой для публичных выступлений.