Формирование профессионального мировоззрения студентов международного профиля – необходимое условие профессиональной подготовки будущих специалистов. Высшее образование выступает основополагающим институтом профессионального становления, при этом профессиональное мировоззрение будущих специалистов – результат этого процесса, один из важнейших показателей степени профессионального развития личности молодого специалиста, её интегральная характеристика.
Под профессиональным мировоззрением понимается овладение студентами совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций, составляющих базу мировоззренческих и специальных знаний, профессиональных навыков, умений, качеств, ценностных ориентаций личности, которые должны проявиться в будущей профессиональной деятельности и способствовать эффективному выполнению своих обязанностей молодыми специалистами.
Согласно содержанию ФГОС ВПО по направлению подготовки 031900 (Международные отношения), выпускник «должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профессиональной подготовки: организационно-административные, проектные, исследовательско-аналитические, учебно-организационные» [6; с. 4–5].
Многие исследователи обращаются к вопросу формирования профессионального мировоззрения при подготовке студентов международного профиля: А.А. Вербицкий, Г.И. Гайсина, Г.Д. Дмитриев, Л.П. Костикова, Н.Г. Маркова, В.Г. Рощупкин, Н. Селье, Л.Л. Супрунова, С.В. Тарасов, А.В. Торкунов, П.А. Якимов и др.
В подготовке молодых специалистов профессиональное мировоззрение формируется на основе лингвокультурного обраования, при котором студенты приобретают знаниевые основы по следующим направлениям: формирование активной речевой позиции участника иноязычного общения при решении профессиональных коммуникативных задач различного уровня сложности; поэтапный системный анализ социокультурных характеристик страны изучаемого языка, вычленение межэтнических и инвариантных компонентов позволяют повышать гуманитарную грамотность и поликультурную толерантность студентов, развивать их эмоциональную сферу и формировать эстетические потребности; увеличение адаптивности и развитие ориентационных способностей будущего специалиста в современном мире при аппликативности иностранного языка; методическая оптимизация содержательной структуры иллюстративного материала, что способствует формированию и генерализации индивидуальных деятельностных моделей профессионального межкультурного взаимодействия.
Исследователи, обращаясь к проблеме лингвокультурного образования студентов (Н.В. Барышников, М.М. Бахтин, А.Л. Бердичевский, В.С. Библер, И.Л. Бим, М. Бубер, С.Л. Выготский, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Г.В. Елизарова, И.А. Зимняя, Г.В. Колшанский, Л.П. Костикова, Ю.Б. Кузьменкова, Е.И. Пассов, Е.В. Рощина, В.Г. Рощупкин, Е.Н. Соловова, А.И. Хотинская и др.), подчеркивают важность социального и функционального аспектов языка; прагматическая направленность использования лингвистических навыков становится одним из важнейших факторов успешного ведения межкультурного диалога.
Как указывает Н.Д. Гальскова, «понятие коммуникативной компетенции или способности к речевому общению в значительной мере обогащается данными деятельностных теорий (теория речевых актов, область дискурсивного анализа). В соответствии с ними процесс общения трактуется не только как передача и прием информации, но и регулирование отношений между партнерами. Тем самым вносятся различия между содержательными аспектами общения и проблемами взаимодействия (отношений), т.е. устанавливается метакоммуникативный характер общения» [3; с. 94].
Приобретение лингвокультурной знаниевой основы осуществляется в процессе профессиональной языковой подготовки студентов при развитии речемыслительной активности в процессе работы над иноязычным лингвистическим материалом, способности его профессионального осмысления и индивидуально-личностного переосмысления.
Как мы указывали ранее, «активное обучение речевой деятельности на иностранном языке строится на определенных закономерностях психолого-педагогического процесса, определенных культуротворческой составляющей и включающих ряд учебно-методических принципов: принципа активности обучения, включающей маршрутизацию изучения учебного материала в соответствии с определенной целью обучения общению, а также построение личных творческих конструктов овладения лингвистическим материалом; принципа индивидуальности обучения, имеющего своей целью выработку в процессе обучения индивидуальных сценариев речевого взаимодействия на основе индивидуального обучения через групповое; принципа адаптивности обучения, представляющего сочетание совместной согласованной деятельности с личностной моделью иноязычного общения; принципа проблемности обучения, в основе которого лежит активизация процесса иноязычного обучения при введении элементов проблемного изложения языкового материала; принципа эмоционального воздействия в процессе обучения, предполагающего привлечение психолого-педагогических приемов, способствующих эффективности построения моделей активного речевого взаимодействия на занятии, а также созданию и поддержанию психологического микроклимата; принципа интерактивности обучения при моделировании реальных ситуаций иноязычного общения при оптимальной реализации возможностей каждого обучаемого» [2; с. 126].
Лингвокультурное образование в профессиональной подготовке студентов международного профиля, основанное на активизации речевой позиции обучаемых, становится одним из важных звеньев процесса формирования профессионального мировоззрения, обогащая лингвокультурный знаниевый запас для грамотного анализа мирового потока информации, осмысления и переосмысления явлений для профессионального моделирования ситуаций межкультурного общения.
В условиях повышающейся роли формирования профессионального мировоззрения при вузовской подготовке необходимо говорить о значительном изменении цели обучения: от передачи знаний и умений, формирующих профессиональный знаниевый запас, к становлению профессионально-личностных характеристик будущего специалиста, которые формируют профессиональное мировоззрение студента.
Поликультурное образование, в основе которого лежит процесс расширения знаниевого запаса студентов в рамках приобретения студентами профессиональных знаний, умений и навыков, которые помогут им «развить собственный аксиологический комплекс для профессиональной деятельности в поликультурной среде, позволят сформировать собственное ценностное отношение к изучаемым реалиям на профессиональном уровне» [1; с. 4–5].
А.П. Садохин, говоря о природе и сущности ценностей культуры, указывает, что «роль ценностей в жизни как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. Именно в соответствии с ними происходит отбор информации в процессе взаимодействия с окружающим миром, устанавливаются социальные отношения, формируются эмоции и чувства, навыки общения» [4; с. 46].
Проведенное исследование позволило нам выделить следующие направления формирования профессионального мировоззрения будущего специалиста в рамках лингвокультурного образования:
1. Восприятие и профессиональный анализ потока информации мирового, национального и регионального значения: обобщение воспринимаемой информации на знаниевой основе, способность оценки причин и условий с точки зрения совокупного интеграционного опыта, что требует развития навыка интеграции важнейших элементов.
2. Восстановление причинно-следственных связей в процессе синтеза информации о природе явлений; отбор функциональных структур, способствующих разрешению профессиональных проблем.
3. Разработка принципов действия для репрезентации способов разрешения ситуации в собственном сознании, а также для презентации явлений в рамках ведения межкультурного диалога.
4. Моделирование ситуации межкультурного общения при выработке конструктивно-технологических решений.
Педагогические условия, необходимые для формирования профессионального мировоззрения студентов, должны включать атмосферу активного деятельностного самополагания в сферу межкультурного общения; выработку собственных критериев успешности такого общения; становление необходимых профессионально-личностных качеств.
Как указывает Е.Н. Соловова, необходимо «в процессе учебного взаимодействия моделировать достаточно широкий ряд проблемных задач, формировать базовые рефлексивные умения, связанные с определением условий конкретных ситуаций, которые, в свою очередь, обусловлены местом, временем, ролями, намерениями, чувствами и возможными действиями их участников; использовать необходимые алгоритмы деятельности в ходе решения типичных академических заданий» [5; с. 21].
Интегративность системы формирования профессионального мировоззрения в рамках лингвокультурного образования строится на индивидуальном опыте моделирования профессионального поведения при постижении знаниевых основ профессиональной деятельности.
Таким образом, при реализации процесса формирования профессионального мировоззрения можно рассматривать педагогическую деятельность в рамках лингвокультурного образования в двух аспектах:
– как организационно-управленческую деятельность (т.е. как средство управления учебной деятельностью);
– как стимулирование самостоятельного профессионального поиска способов и моделирования ситуаций межкультурного взаимодействия, а также педагогическую организацию такого поиска.
Организация процесса формирования профессионального мировоззрения в вузе представляет собой интеграцию трех направлений: моделирования процесса лингвокультурного образования, его педагогической реализации и регуляции как метакоммуникативной деятельности.
Педагогическое проектирование процесса развития профессионального мировоззрения является основополагающей ступенью для дальнейшего его успешного функционирования, включающей в себя создание условий для вовлечения студентов в профессиональный поиск.
Проектирование формирования профессионального мировоззрения неразрывно связано с условиями его реализации в рамках лингвокультурного образования студентов международного профиля. Нами были выделены следующие этапы реализации лингвокультурного обучения при формировании профессионального мировоззрения: профессионально-мотивационный этап (начальный) – осознание студентами потребности профессионального саморазвития, формирование установки действовать на личностном уровне; информационно-технологический этап (промежуточный) – открытие студентами знаний о средствах, необходимых для овладения принципами осуществления различных видов профессиональной деятельности; профессионально-развивающий этап (заключительный) – внесение студентами необходимых изменений в имеющиеся у них способы действий, разработка собственного сценария по созданию условий, активизирующих профессиональный знаниевый запас.
Реализация процесса формирования профессионального мировоззрения в рамках лингвокультурного образования – это сложный процесс, представляющий собой совокупность механизмов, каждый из которых является обязательным звеном выделенных нами этапов данного процесса.
В нашем исследовании механизмы реализации процесса формирования профессионального мировоззрения – это своего рода методологии, посредством которых достигаются определенные педагогические цели, соответствующие каждому этапу педагогического процесса.
Начальный этап – профессионально-мотивационный – содержит такие механизмы реализации лингвокультурного обучения, которые мы также можем называть начальными, вводными. Педагогическая цель начального этапа реализации лингвокультурного обучения – возбуждение мотивации студента к профессиональному поиску, обогащение его знаниевого запаса. Для такого тонкого процесса студенту необходимо предоставить общий материал, касающийся базовых основ профессиональной деятельности, обратиться к накопленным знаниям прошлого, определить современное состояние проблем. Необходимыми механизмами реализации профессионально-мотивационного этапа будут:
– механизм вовлечения студента в процесс изучения анализа профессиональных проблем (при этом возможно использование различных методов обучения: объяснительно-иллюстрационный метод, репродуктивный метод, метод проблемного обучения);
– механизм репрезентации рассматриваемого явления с учетом причинно-следственных связей.
Целью второго этапа (промежуточного) – информационно-технологического – является открытие студентами знаний о средствах, необходимых для овладения принципами осуществления различных видов профессиональной деятельности. На данном этапе активизируется работа механизмов накопления теоретико-практической базы студентом при направляющей деятельности педагога. В таких механизмах находит свое отражение частично-поисковый метод обучения.
Третий этап (заключительный) – профессионально-развивающий – представляет собой активацию механизма профессионального развития, что характеризуется преобладанием исследовательского метода, зарождением инициативы самостоятельного профессионального поиска. На данном этапе ярко выражено стремление студента к профессиональному самосовершенствованию, самостоятельной выработке способов решения профессиональных задач.
Таким образом, мы приходим к выводу, что процесс формирования профессионального мировоззрения в условиях лингвокультурного образования в вузе достаточно сложен, и, являясь поэтапным психолого-педагогическим процессом, оперирует определенными механизмами достижения педагогических целей. Данные цели характеризуют и направляют каждый этап процесса профессионального развития на пути к последующим этапам профессионального самосовершенствования, которые представляют собой высшую степень профессионального развития личности будущего молодого специалиста.