Проблема определения гражданской идентичности личности – это научная область, вопросы которой уже стали предметом исследования российских ученых (А.Г. Асмолов, Т.В. Водолажская, А.М. Кондакова, А.М. Юшин и др.). По мнению исследователей, сегодня во многих странах наблюдается кризис идентичностей, который еще больше обострился к началу нового столетия. Таким образом, в современном мире проблема определения гражданской идентичности стала одним из основных предметов обсуждения как в науке, так и в повседневной жизни.
Актуальность данной проблемы обусловлена также особенностями межкультурного аспекта. Культура создает, воспроизводит и отражает особенности менталитета народа, его верований, убеждений, ценностей, стремлений. Таким образом, культуру можно определить как целый комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных качеств, которые характеризуют общество или социальную группу.
Человеческое сообщество становится организованным социумом благодаря культуре. Именно в культуре обнаруживается своеобразие национальных, этнических и других общностей, определяются особенности сознания и поведения людей.
В современном мире далеко не всем людям свойственно умение понимать и уважать культуры других стран. Здесь им на помощь приходят специалисты по межкультурной коммуникации, которые должны обладать не только системой знаний о нормах поведения и традициях, свойственных конкретным культурам, но и должны иметь четкое осознание своей гражданской идентичности, которая основывается на свободном выборе человека и его самоопределении в жизни. Без осознания своей гражданской идентичности человеку будет сложно развивать навыки социокультурного и межкультурного взаимодействия, необходимые для преодоления влияния стереотипов и осуществления межкультурного диалога в общей и профессиональной сферах общения.
Проблема изучения гражданской идентичности связана с коммуникативным поведением в иноязычной среде. В «чужой» среде поведение человека (в т.ч. и речевое) во многом определяется личностной коммуникативной стратегией, т.е. от видения себя в иных социокультурных условиях, иными словами, от сознательного выбора своей гражданской идентичности (от уверенного чувства принадлежности к своему обществу, народу; чувства любви к своему этносу, нации; уважения к традициям и культуре своей страны). Если человеку пришлось в течение длительного периода проживать в «чужой» стране, то четкое осознание своей гражданской идентичности позволит ему не ассимилироваться (т.е. полностью отказаться от своего родного языка, своей культуры, религиозных убеждений и т.п., чтобы быть принятым в чужой среде) в чужой культурной среде, а уверенно осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения, сохраняя при этом свою культурную принадлежность.
Определение гражданской идентичности – одна из краеугольных задач современного общества. Решая данную проблему, необходимо, прежде всего, сосредоточивать свои усилия на формировании у молодежи ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
По мнению отечественных исследователей, основная цель определения гражданской идентичности состоит в формировании гражданственности как важнейшего качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения [1]. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества – особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.
По мнению Б.Л. Вульфсона, в советский период гражданская идентичность рассматривалась в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. На определение гражданской идентичности молодежи во многом влияет работа учителей и родителей, связанная с формированием культуры межнационального общения, правовой культуры. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций [7, c. 346–349].
Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к проблеме гражданской идентичности, особенности в межкультурном аспекте. Знание и уважение к родному языку, трудолюбие, нравственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как базовые направления в области межкультурного аспекта по вопросам гражданской идентичности.
По мнению ряда отечественных ученых (А.Г. Асмолов, Т.В. Водолажская, А.М. Юшин и др.), в настоящее время проблема определения гражданской идентичности находится на этапе становления.
Главной целью определения гражданской идентичности является подготовка гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой гражданских знаний и умений, иметь сформированную систему гражданских ценностей, а также гражданскую активность для участия в общественной жизни [3].
Гражданская идентичность направлена на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике.
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
Следует подчеркнуть, что гражданская позиция индивида формируется в процессе общего становления личности. Процесс формирования гражданских качеств имеет свои специфические особенности в каждом возрастном периоде, однако наиболее интенсивно он протекает в школьном возрасте [10, c. 26–28].
В юношеском возрасте меняются социальные роли и уровни притязаний молодого человека, т.е. происходит процесс его социального самоопределения. Социальное самоопределение способствует формированию гражданской позиции личности индивида.
В процессе саморазвития человека складывается его индивидуальность, то есть мера своеобразия, интересов, черт характера. Ощутить и сознать свою индивидуальность, утвердить себя, свое «Я» в окружающем мире необходимо ребенку для формирования личности.
Исследования роли языка в формировании гражданской идентичности исключительно актуальны в настоящее время. В современном мире происходит увеличение межнациональных, межэтнических конфликтов, усиливается страх перед «чужим», растет уровень миграции населения. Неопределенность, которая возникает у людей в результате быстро меняющегося мирового порядка, приводит к тому, что люди перестают понимать, кто они, и не осознают себя как часть некого целого.
Следует отметить, что гражданская идентичность формируется благодаря чувству разделенного наследия, истории, традициям, ценностям и в немалой степени – языку. Язык – важнейший коммуникативный фактор формирования общества, так как он способствует объединению людей. Проблема влияния языка на формирование идентичности находится в поле зрения ученых всего мира. По мнению Дж. Мида, язык – это система символов, которая позволяет людям общаться и взаимодействовать [5].
Дж. Фишман, выражая свое мнение о роли языка в формировании идентичности, делал акцент на том, что язык нужно рассматривать следующим образом:
– язык выступает, как маркер гражданской идентичности;
– язык – носитель и хранитель содержания культуры [5].
Особый вклад в разработку вопроса о роли языка в конструировании идентичности внес В. Гумбольдт. Он считал, что язык находится в тесной связи с формированием «духа народа». Необходимо обратить внимание на то, что под «духом народа» В. Гумбольдт понимал комплекс ценностей и совокупность культуры народа, его духовной своеобразие. Он полагал, что язык отражает характер народа.
С точки зрения Л.Н. Евсеевой, язык играет важную роль в определении идентичности, так как он влияет на духовное бытие той или иной общности и обеспечивает ощущение комплементарности (взаимодополнения) и отличия от других наций и этносов [4]. Отсюда следует, что гражданскую идентичность нужно рассматривать в связи с языком.
С позиции лингвистики, одним из способов постижения гражданской идентичности является изучение языковой картины мира.
По мнению З.Д. Поповой и И.Я. Стернина, исследование языковой картины мира дает ключ к пониманию культуры тех людей, для кого этот язык является родным [6].
В языке, таким образом, запечатлевается отношение к миру. Язык в значительной мере определяет и характер культуры. Как средоточие природного и социального опыта поколений, как генофонд мысли нации – он не только достояние мировой культуры, но и источник духовной сопричастности исторического развития для всех граждан нашего великого Отечества.
Конечно же, среди дисциплин, обеспечивающих предметную основу для формирования гражданской идентичности личности на лингвистической основе, на первый план выходит преподавание таких предметов, как родной язык и литература.
Именно эти предметы, по нашему мнению, представляют духовно-нравственное общекультурное наследие человечества и народов и выступают как часть историко-культурной и собственно литературной традиции. Литературные произведения выражают мировоззрение и систему ценностей родной культуры, используя для этого сформированный в рамках литературной традиции язык. В детском и подростковом возрасте литературные произведения задают эталоны и образцы личности, той «идеальной формы», которая определяет задачи саморазвития молодежи.
Литература и родной язык создают условия формирования готовности личности к диалогу в поликультурном обществе и основу формирования толерантности.
Родной язык как учебный предмет несет высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, развитие личности.
Вспомним слова К.Д. Ушинского: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка» [9].
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с родным языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм.
Язык – хранитель народного духа. Степень владения им в целом определяет уровень мышления, а, следовательно, способность определения гражданской идентичности.
Совершенство речи во многом определяет совершенство культуры человека. Состояние речи – это состояние мысли, состояние мысли – это состояние сознания, состояние сознания – это предпосылки поступков, поступки – это сущность поведения людей, сущность поведения людей – это судьба народа [8].
Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни, что в целом благоприятствует определению гражданской идентичности.
Не менее важная роль в воспитании гражданской идентичности отводится патриотизму. Патриотизм – естественное, с детства взращенное и генетически наследуемое человеческое чувство, несменяемое свойство души, присущее всем народам. Это любовь к Родине, ее языкам и культуре, к ее природе, привязанность к родным местам и привычному образу жизни, бережное отношение к позитивным народным традициям. Прилив патриотической гордости вызывают победы родной страны.
Отечественные исследователи единогласно подчеркивают, что основная цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:
– помогать учащимся увидеть, что можно изменить окружающий мир к лучшему;
– вовлекать молодежь в поиск путей и средств решения проблем;
– помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;
– помочь молодым видеть угрозу добру, научиться содействовать необходимым переменам;
– знакомить учащихся с государственной и военной символикой;
– воспитывать у молодых людей стремление к защите Отечества, к службе в вооруженных силах;
Эти задачи решаются консолидацией усилий образовательных учреждений, семьи и других организаций [2].
Большую роль в развитии патриотических качеств играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Среди учебных дисциплин, способствующих гражданскому воспитанию, первостепенную роль играет история. В результате учащиеся познают природу родного края, его исторического прошлого, что укрепляет и развивает у них чувство любви к Родине.
Отметим, что привитие чувства любви к труду является важнейшим элементом при воспитании гражданской идентичности. В результате исследований были выделены основные функции трудового воспитания. Одной из функций является благотворное воздействие трудовой деятельности на физическое развитие человека, особенно если труд связан с движениями на свежем воздухе. Труд развивает умственные способности человека. Трудовая деятельность повышает самооценку человека, он чувствует себя нужным и полезным членом общества, учится осознавать и понимать свой общественный долг, стремится внести свой вклад в общее дело, чувствует гордость за результат своего труда, поскольку все это в дальнейшем станет основой для материального благополучия человека.
Подводя итог изложенному выше, подчеркнем, что специфика гражданской идентичности в России проявляется в целях и задачах ее воспитания. К основным целям воспитания гражданской идентичности исследователи относят следующие:
– научить школьника отвечать за свои поступки и действия;
– объяснить, что такое гражданская позиция;
– сформировать целостное представление о предназначении человека в обществе.
К основным задачам воспитания гражданской идентичности относятся:
– формирование образа социально-политического устройства – знание государственной символики (герб, флаг, гимн);
– привлечение школьников к участию в жизни своего учебного заведения, микрорайона, общества, страны;
– формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций и культуры своей страны.
– привитие чувства любви и бережного отношения к родному языку.