Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

UNIVERSITY SPORTS CORPORATE CULTURE

Kutepov M.M. 1 Kutepova L.I. 1 Nikishina О.А. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
2547 KB
This article analyzes the concept of corporate culture, the functions that it is designed to perform in a certain sporting sphere (university sport): differentiating, which iserves as an expression of a sports organization’s individuality; integrating which integrates all members of a sports club in a university sporting sphere; axiological, aimed at the formation of a certain system of human and sporting values; formation of moral, common cultural, civil and professional qualities of the person; organization aimed at forming a collective dedication to a team, sports clubs, sport. The role of corporate culture in the development of a new strategy for sports organizations, role in strengthening the image of the sports association is defined. The conclusion about the importance of corporate behaviors as a favorable environment for the development and implementation of the professional qualities of an athlete, an important prerequisite for future successful socialization, testifying in favor of the prestige of the finished his high school is made.
corporate culture
concept of development of university basketball
sports organization

Отечественные и зарубежные исследователи все чаще затрагивают вопросы зарождения и функционирования корпоративной культуры спортивных организаций. Однако в процессе изучения этого явления возникают определенные трудности. Необходимость развития корпоративной культуры студенческих спортивных клубов первоначально была осознана на Западе, а лишь потом в России. Невозможность полного перенимания иностранного опыта к ситуации, складывающейся в российских организациях, обуславливается, во-первых, имеющимися различиями в менталитете, обычаях и традициях, психологии людей, во-вторых, существующими экономическими, политическими, социальными, и прочими особенностями нашей страны.

Большинство исследователей (Т.Ю. Базаров, А.Э. Петерсон, А.И. Пригожий, Э. Шейн, В.А. Спивак, и др.) определяют корпоративную культуру в качестве культуры общности, характеризующейся системой общих установок, ценностей, представлений и норм, способов их проявления. Данная культура принимается и разделяется всеми членами организации, которые и обуславливают целостность корпорации, сотрудничество и взаимопонимание в корпоративных отношениях.

В учебной и научной литературе понятие «корпоративная культура» трактуется неоднозначно. В настоящее время под корпоративной культурой понимают атмосферу или социальный климат в организации. Также корпоративная культура представляет собой комплекс вырабатываемых и признаваемых коллективом организации социальных норм, установок, ориентаций, ценностей, стереотипов поведения, обычаев, традиций, которые побуждают человека, группу вести себя определенным образом в тех или иных ситуациях.

Один из подходов к определению корпоративной культуры в студенческом спортивном пространстве состоит в том что, внутренние ценности спортивного студенческого клуба, которые, несомненно, являются ядром организационной культуры, рассматриваются в качестве основополагающего элемента. Система ценностей находит свое отражение в целях деятельности спортивной студенческой ассоциации, в спортивных принципах, обязательствах, четко поставленных, сформулированных и зафиксированных в документах, которые способствовали сплочению студентов-спортсменов и тренеров вокруг единых, ясно определенных ценностей, целей и задач.

Корпоративная культура студенческого спортивного клуба, кроме синтеза ценностей, отношений, норм, традиций и привычек, представляет собой характерные для него формы поведения и ритуалы, а также учитывает определенное социальное окружение, в котором и происходит самореализация спортивной организации и вырабатывается стиль отношений и поведения в социуме. Она служит фактором, интегрирующим интересы спортивных организаций в силу закрепления конкретных правил, установок поведения, стереотипов, связанных с определенным родом деятельности и соблюдением норм ее выполнения [2; 4; 9].

Проанализировав существующие определения понятия «корпоративная культура» можно выделить ряд взаимосвязанных функций, которые она призвана выполнять в определенном спортивном пространстве (студенческом спорте), а именно:

– дифференцирующая, являющаяся выражением индивидуальности спортивной организации, его особой значимости в сфере студенческого спорта;

– интегрирующая, обеспечивающая вхождение всех членов спортивного клуба в среду студенческого спорта, которая рассматривается как определенная корпоративная среда, имеющая свою структуру, содержание, особенности, связанные с типом и уровнем спортивного мастерства;

– аксиологическая, направленная на формирование определенной системы спортивных и общечеловеческих ценностей; приобщение студентов и спортивных менеджеров, тренеров к нормам студенческого спорта, традициям спортивного клуба; формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности;

– организационная, направленная на формирование коллективной преданности своей команде, спортивному клубу, виду спорта [6; с. 31].

Воздействие корпоративной культуры в студенческом спортивном клубе, в отличие от бизнес-структур, влияет не только на тренеров, спортивных менеджеров, но и на студентов-спортсменов. Студенчество рассматривается в качестве особой социально-профессиональной группы, характеризующейся общностью интересов, образом жизни, принадлежности к субкультуре при возрастной однородности [5]. Студенты-спортсмены выступают носителями особенностей корпоративной культуры спортивного студенческого клуба, его ценностей и традиций, имиджа не только в период обучения, но и по окончании учебы.

Последствия недостатка физического и идеологического воспитания молодежи в период экономического и, как следствие, социального кризисов продолжают оставаться слишком весомыми и широко проявляются в распространении потребительско-иждивенческих настроений в среде социально адаптированной молодежи. Весьма негативным общественным фактором является уход большого количества подростков в виртуальное Интернет-пространство, сопровождающийся пассивностью в реальной жизни.

Несомненно, студенческая молодежь имеет мощный потенциал социальной активности, однако он носит пассивно-декларативный характер, и его активизация нуждается в существенной стимуляции извне.

Намеченные в России преобразования в студенческом спорте подразумевают такую реконструкцию, где с самого начала корпоративный дух, корпоративное братство становятся непременными атрибутами. Корпоративный стиль поведения рассматривается в качестве благоприятной среды для развития и реализации профессиональных качеств человека, важной предпосылки для будущей успешной социализации человека, свидетельствующей в пользу престижа оконченной им образовательной организации.

Неслучайно в 2007 году была учреждена Некоммерческая организация «Ассоциация студенческого баскетбола» (АСБ) при участии Российской Федерации Баскетбола (РФБ), Российского Спортивного Студенческого Союза (РССС), Суперлиги РФБ и при поддержке Администрации Президента России. Как и все существующие организации, АСБ уникальна и уже имеет свою собственную историю, организационную структуру, виды коммуникаций, системы и процедуры постановки задач, внутрифирменные ритуалы, которые в своей совокупности и образуют уникальную среду, неотъемлемой частью которой является организационная культура.

АСБ определяет своими задачами, помимо организации полноценного студенческого чемпионата с максимальным количеством участников на новом качественном уровне, формирование корпоративной университетской культуры, в которой совмещается пропаганда здорового образа жизни с профессиональной и социальной адаптацией молодежи.

Именно студенческий баскетбол наилучшим образом развивает чувство товарищества, порядочность, патриотизм, предсказуемость поведения, уважение к понятию коллектива. Ценности дают каждому студенту подтверждение в том, что то, чем он занимается, отвечает как его собственным интересам и потребностям, так и интересам и потребностям конкретного спортивного клуба или студенческой команды, в которой он занят, всей Ассоциации и общества в целом.

Приоритетным в последнее время становится влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования спортивных организаций и отсюда поиск путей и способов ее формирования и развития. Корпоративная культура представляет собой сложное понятие, фиксирующее самостоятельное явление, отражающее как процесс, так и результат взаимовлияния и взаимодействия внутрифирменной организации и культуры. При этом, с точки зрения системного подхода, организация является продуктом культуры того общества, в котором она формируется.

Как показывают проведенные исследования, содержательная и деятельностная составляющие корпоративной культуры команд и клубов в составе АСБ, включает следующие элементы:

все игры чемпионата России в рамках АСБ обязательно имеют сопровождение спортивной составляющей PR-программой, повышающей интерес в молодежной среде к процессам, происходящим в студенческом баскетболе, обязательным является использование символики (эмблемы, слоганов, ярких оранжевых оттенков в оформлении спортивных залов, гимна АСБ);

– использование информационных онлайн-программ как для региональных соревнований, так и кульминационных событий студенческого сезона; детальное освещение соревнований с использованием возможностей Интернет-ресурсов (сайт www.Pro100basket.ru), университетских, региональных и федеральных спортивных СМИ;

– на блогах факультетов и кафедр физического воспитания и спорта создаются сайты, поддерживающие на должном уровне героический ореол вокруг членов университетских команд, защищающих честь вуза; лучших игроков по номинациям, в особенности – членов команд-победителей и сборных России;

– осуществляется новый подход к комплектованию студенческих команд, регулярно проводятся мастер-классы не только для спортсменов-студентов с участием ветеранов и действующих лучших игроков, но и для абитуриентов вуза, в котором тренируется баскетбольная команда-участница чемпионатов АСБ; происходит демонстрация прямой зависимости между спортивными результатами и успешностью обучения (рейтинга студента);

– применяются современные, яркие, технологичные, востребованные молодежной средой инструменты популяризации студенческого баскетбола: поддерживаются обсуждения событий в сфере студенческого баскетбола в блогах и на форумах; ведется виртуальное общение участников соревнований и болельщиков; организуются разнообразные флэш-мобы, студенческие вечеринки, конкурсы [7; 8].

Сейчас в регулярном чемпионате АСБ участвует более 300 команд из 80 городов страны. В рамках первенства студенческой ассоциации каждый сезон проводится три с лишним тысячи официальных матчей в различных дивизионах, которые сформированы по географическому принципу – от северо-запада до Дальнего Востока. Венчает чемпионат финальный турнир, в котором играют лучшие команды регионов. Команды двух ведущих вузов Нижнего Новгорода (ННГУ им. Н.А Лобачевского и НГПУ им. Козьмы Минина) принимают активное участие в регулярных чемпионатах АСБ, представляя Приволжский федеральный округ. Игроки этих команд не раз становились участниками «Матча всех звезд».

На основании рассмотренных положений можно сделать вывод, что:

– под корпоративной культурой понимается система прогрессивных формальных и неформальных правил и норм поведения, ценностей, культурных образцов, включенных во все сферы деятельности студенческого спортивного клуба, задающих ориентиры поведения его членам;

– спортивные мероприятия в рамках Ассоциации студенческого баскетбола становятся эффективным средством формирования корпоративной культуры студенческих команд и клубов вуза, так как зарождают в участниках-членах Ассоциации чувство корпоративной социальной ответственности, отождествление интересов студентов-спортсменов с целями студенческого клуба, что ведет к мобилизации дополнительных человеческих ресурсов на благо команды и клуба в целом.

Принимая во внимание масштаб деятельности АСБ, можно прийти к выводу, что корпоративная составляющая стратегии развития Ассоциации студенческого баскетбола России – новый формат корпоративной модели поведения, где корпоративный дух, корпоративное братство становятся непременными атрибутами существования университетов. Корпоративный стиль поведения является благоприятной средой для развития и реализации профессиональных качеств спортсмена, важной предпосылкой для будущей успешной его социализации, свидетельствующей в пользу престижа оконченного им вуза.