Отечественные и зарубежные исследователи все чаще затрагивают вопросы зарождения и функционирования корпоративной культуры спортивных организаций. Однако в процессе изучения этого явления возникают определенные трудности. Необходимость развития корпоративной культуры студенческих спортивных клубов первоначально была осознана на Западе, а лишь потом в России. Невозможность полного перенимания иностранного опыта к ситуации, складывающейся в российских организациях, обуславливается, во-первых, имеющимися различиями в менталитете, обычаях и традициях, психологии людей, во-вторых, существующими экономическими, политическими, социальными, и прочими особенностями нашей страны.
Большинство исследователей (Т.Ю. Базаров, А.Э. Петерсон, А.И. Пригожий, Э. Шейн, В.А. Спивак, и др.) определяют корпоративную культуру в качестве культуры общности, характеризующейся системой общих установок, ценностей, представлений и норм, способов их проявления. Данная культура принимается и разделяется всеми членами организации, которые и обуславливают целостность корпорации, сотрудничество и взаимопонимание в корпоративных отношениях.
В учебной и научной литературе понятие «корпоративная культура» трактуется неоднозначно. В настоящее время под корпоративной культурой понимают атмосферу или социальный климат в организации. Также корпоративная культура представляет собой комплекс вырабатываемых и признаваемых коллективом организации социальных норм, установок, ориентаций, ценностей, стереотипов поведения, обычаев, традиций, которые побуждают человека, группу вести себя определенным образом в тех или иных ситуациях.
Один из подходов к определению корпоративной культуры в студенческом спортивном пространстве состоит в том что, внутренние ценности спортивного студенческого клуба, которые, несомненно, являются ядром организационной культуры, рассматриваются в качестве основополагающего элемента. Система ценностей находит свое отражение в целях деятельности спортивной студенческой ассоциации, в спортивных принципах, обязательствах, четко поставленных, сформулированных и зафиксированных в документах, которые способствовали сплочению студентов-спортсменов и тренеров вокруг единых, ясно определенных ценностей, целей и задач.
Корпоративная культура студенческого спортивного клуба, кроме синтеза ценностей, отношений, норм, традиций и привычек, представляет собой характерные для него формы поведения и ритуалы, а также учитывает определенное социальное окружение, в котором и происходит самореализация спортивной организации и вырабатывается стиль отношений и поведения в социуме. Она служит фактором, интегрирующим интересы спортивных организаций в силу закрепления конкретных правил, установок поведения, стереотипов, связанных с определенным родом деятельности и соблюдением норм ее выполнения [2; 4; 9].
Проанализировав существующие определения понятия «корпоративная культура» можно выделить ряд взаимосвязанных функций, которые она призвана выполнять в определенном спортивном пространстве (студенческом спорте), а именно:
– дифференцирующая, являющаяся выражением индивидуальности спортивной организации, его особой значимости в сфере студенческого спорта;
– интегрирующая, обеспечивающая вхождение всех членов спортивного клуба в среду студенческого спорта, которая рассматривается как определенная корпоративная среда, имеющая свою структуру, содержание, особенности, связанные с типом и уровнем спортивного мастерства;
– аксиологическая, направленная на формирование определенной системы спортивных и общечеловеческих ценностей; приобщение студентов и спортивных менеджеров, тренеров к нормам студенческого спорта, традициям спортивного клуба; формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности;
– организационная, направленная на формирование коллективной преданности своей команде, спортивному клубу, виду спорта [6; с. 31].
Воздействие корпоративной культуры в студенческом спортивном клубе, в отличие от бизнес-структур, влияет не только на тренеров, спортивных менеджеров, но и на студентов-спортсменов. Студенчество рассматривается в качестве особой социально-профессиональной группы, характеризующейся общностью интересов, образом жизни, принадлежности к субкультуре при возрастной однородности [5]. Студенты-спортсмены выступают носителями особенностей корпоративной культуры спортивного студенческого клуба, его ценностей и традиций, имиджа не только в период обучения, но и по окончании учебы.
Последствия недостатка физического и идеологического воспитания молодежи в период экономического и, как следствие, социального кризисов продолжают оставаться слишком весомыми и широко проявляются в распространении потребительско-иждивенческих настроений в среде социально адаптированной молодежи. Весьма негативным общественным фактором является уход большого количества подростков в виртуальное Интернет-пространство, сопровождающийся пассивностью в реальной жизни.
Несомненно, студенческая молодежь имеет мощный потенциал социальной активности, однако он носит пассивно-декларативный характер, и его активизация нуждается в существенной стимуляции извне.
Намеченные в России преобразования в студенческом спорте подразумевают такую реконструкцию, где с самого начала корпоративный дух, корпоративное братство становятся непременными атрибутами. Корпоративный стиль поведения рассматривается в качестве благоприятной среды для развития и реализации профессиональных качеств человека, важной предпосылки для будущей успешной социализации человека, свидетельствующей в пользу престижа оконченной им образовательной организации.
Неслучайно в 2007 году была учреждена Некоммерческая организация «Ассоциация студенческого баскетбола» (АСБ) при участии Российской Федерации Баскетбола (РФБ), Российского Спортивного Студенческого Союза (РССС), Суперлиги РФБ и при поддержке Администрации Президента России. Как и все существующие организации, АСБ уникальна и уже имеет свою собственную историю, организационную структуру, виды коммуникаций, системы и процедуры постановки задач, внутрифирменные ритуалы, которые в своей совокупности и образуют уникальную среду, неотъемлемой частью которой является организационная культура.
АСБ определяет своими задачами, помимо организации полноценного студенческого чемпионата с максимальным количеством участников на новом качественном уровне, формирование корпоративной университетской культуры, в которой совмещается пропаганда здорового образа жизни с профессиональной и социальной адаптацией молодежи.
Именно студенческий баскетбол наилучшим образом развивает чувство товарищества, порядочность, патриотизм, предсказуемость поведения, уважение к понятию коллектива. Ценности дают каждому студенту подтверждение в том, что то, чем он занимается, отвечает как его собственным интересам и потребностям, так и интересам и потребностям конкретного спортивного клуба или студенческой команды, в которой он занят, всей Ассоциации и общества в целом.
Приоритетным в последнее время становится влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования спортивных организаций и отсюда поиск путей и способов ее формирования и развития. Корпоративная культура представляет собой сложное понятие, фиксирующее самостоятельное явление, отражающее как процесс, так и результат взаимовлияния и взаимодействия внутрифирменной организации и культуры. При этом, с точки зрения системного подхода, организация является продуктом культуры того общества, в котором она формируется.
Как показывают проведенные исследования, содержательная и деятельностная составляющие корпоративной культуры команд и клубов в составе АСБ, включает следующие элементы:
все игры чемпионата России в рамках АСБ обязательно имеют сопровождение спортивной составляющей PR-программой, повышающей интерес в молодежной среде к процессам, происходящим в студенческом баскетболе, обязательным является использование символики (эмблемы, слоганов, ярких оранжевых оттенков в оформлении спортивных залов, гимна АСБ);
– использование информационных онлайн-программ как для региональных соревнований, так и кульминационных событий студенческого сезона; детальное освещение соревнований с использованием возможностей Интернет-ресурсов (сайт www.Pro100basket.ru), университетских, региональных и федеральных спортивных СМИ;
– на блогах факультетов и кафедр физического воспитания и спорта создаются сайты, поддерживающие на должном уровне героический ореол вокруг членов университетских команд, защищающих честь вуза; лучших игроков по номинациям, в особенности – членов команд-победителей и сборных России;
– осуществляется новый подход к комплектованию студенческих команд, регулярно проводятся мастер-классы не только для спортсменов-студентов с участием ветеранов и действующих лучших игроков, но и для абитуриентов вуза, в котором тренируется баскетбольная команда-участница чемпионатов АСБ; происходит демонстрация прямой зависимости между спортивными результатами и успешностью обучения (рейтинга студента);
– применяются современные, яркие, технологичные, востребованные молодежной средой инструменты популяризации студенческого баскетбола: поддерживаются обсуждения событий в сфере студенческого баскетбола в блогах и на форумах; ведется виртуальное общение участников соревнований и болельщиков; организуются разнообразные флэш-мобы, студенческие вечеринки, конкурсы [7; 8].
Сейчас в регулярном чемпионате АСБ участвует более 300 команд из 80 городов страны. В рамках первенства студенческой ассоциации каждый сезон проводится три с лишним тысячи официальных матчей в различных дивизионах, которые сформированы по географическому принципу – от северо-запада до Дальнего Востока. Венчает чемпионат финальный турнир, в котором играют лучшие команды регионов. Команды двух ведущих вузов Нижнего Новгорода (ННГУ им. Н.А Лобачевского и НГПУ им. Козьмы Минина) принимают активное участие в регулярных чемпионатах АСБ, представляя Приволжский федеральный округ. Игроки этих команд не раз становились участниками «Матча всех звезд».
На основании рассмотренных положений можно сделать вывод, что:
– под корпоративной культурой понимается система прогрессивных формальных и неформальных правил и норм поведения, ценностей, культурных образцов, включенных во все сферы деятельности студенческого спортивного клуба, задающих ориентиры поведения его членам;
– спортивные мероприятия в рамках Ассоциации студенческого баскетбола становятся эффективным средством формирования корпоративной культуры студенческих команд и клубов вуза, так как зарождают в участниках-членах Ассоциации чувство корпоративной социальной ответственности, отождествление интересов студентов-спортсменов с целями студенческого клуба, что ведет к мобилизации дополнительных человеческих ресурсов на благо команды и клуба в целом.
Принимая во внимание масштаб деятельности АСБ, можно прийти к выводу, что корпоративная составляющая стратегии развития Ассоциации студенческого баскетбола России – новый формат корпоративной модели поведения, где корпоративный дух, корпоративное братство становятся непременными атрибутами существования университетов. Корпоративный стиль поведения является благоприятной средой для развития и реализации профессиональных качеств спортсмена, важной предпосылкой для будущей успешной его социализации, свидетельствующей в пользу престижа оконченного им вуза.