Для обеспечения конкурентоспособности и безопасности России нужно развивать производственную сферу и для этого решать задачу модернизации системы инженерного образования [1].
С 2015 года в систему высшего образования внедрены федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), одним из требований которых является проводить оценку и корректировку образовательных программ (ОП) с привлечением всех заинтересованных сторон.
Одновременное удовлетворение всех заинтересованных сторон – многовариантная нелинейная задача [2], которая требует переработки больших объемов информации и принятия оптимальных решений. В связи с этим становится важным создание современной информационной системы поддержки принятия решений (СППР) в образовательных учреждениях.
Разработанная СППР «Компетенция» предназначена для одновременного взаимодействия большого числа пользователей из разных мест. Поэтому при разработке были использованы интернет-технологии:
– язык гипертекстовой разметки HTML. HTML позволяет выделить в документе отдельные логические части, но не задает конкретные атрибуты форматирования. Конкретный вид форматирования определяет сам браузер при чтении документа. Кроме того, при использовании языка HTML, сайт будет программно и аппаратно независимым, разрабатывать его можно будет в любом текстовом редакторе, что является очень удобным [5];
– язык PHP – интерпретируемый, кроссплатформенный язык, предназначенный для разработки динамических веб-приложений. В PHP реализован механизм выделения ресурсов и обеспечена поддержка объектно ориентированного программирования, а также средства управления сеансом [5]. Основными преимуществами данного языка являются следующие: бесплатное распространение; стабильность языка подтверждает тот факт, что отсутствует необходимость часто выполнять перезапуск сервера, не происходит принципиальных изменений в программном обеспечении при переходе с одной версии на другую в качестве СУБД используется MySQL. MySQL не требовательна к ресурсам, достаточно быстродействующая, имеется на любом www-сервере [5].
Структурно-функциональная схема организации средств информационной СППР представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структурно-функциональная схема компонентов информационной СППР «Компетенция»
Информационную СППР «Компетенция» можно разделить на следующие общие группы модулей:
– модули формирования первичных данных;
– модули поддержки принятия решений для корректировки учебного процесса;
– модули поддержки принятия решений для индивидуальной настройки обучения студента [3];
– модуль взаимодействия с работодателями;
– модуль настройки нечетких правил.
Структурно-функциональная организация средств поддержки принятия решений представляет собой совокупность взаимосвязанных посредством локальных сетей и глобальной сети Интернет автоматизированных рабочих мест сотрудников вуза и пользователей: работников предприятий, студентов, абитуриентов – и включает программные интерфейсы.
На рис. 2 изображена логическая модель данных информационной СППР «Компетенция».
Рис. 2. Схематическая логическая модель данных в информационной системе «Компетенция»
В информационной СППР [4] в процессе реализации подготовки молодых специалистов необходимо оперировать следующими данными: информацией о вакансиях рынка труда, требованиями к компетенциям региональных работодателей, ФГОС ВО, профессиональными стандартами, учебными планами и другими документами, профориентационными методиками, личными данными пользователей системы.
Информационная СППР, находясь в глобальной сети Интернет, реализована на сайте ИжГТУ им. М.Т. Калашникова на факультете «Управление качеством» и содержит модули авторизации для входа ППС, для входа студентов, для работы работодателей, для входа технического персонала.
Формирование или актуализация множества компетенций в рабочих учебных планах профиля подготовки, согласованных с работодателем, осуществляется в разработанной нами программе поэтапно:
1) технический персонал формирует список компетенций и предметов, в которых они реализуются согласно ФГОС ВО типового или рабочего учебного плана. Инструмент работы технического персонала представлен в интерфейсе программы (рис. 3);
Рис. 3.Интерфейс программы для работы технического персонала
2) преподаватели входят по установленным им, техническим персоналом паролям в информационную систему и заполняют таблицу интерфейса значениями учебных занятий в зачетных единицах, раскрывающими конкретную компетенцию в дисциплине. Далее заведующий кафедрой в том же интерфейсе дорабатывает и окончательно формирует списки компетенций. Заведующий кафедрой при доработке списка должен обеспечить общий объем учебной нагрузки по освоению всех компетенций профиля, в пределах 240 зачетных единиц;
3) информационная система переводит установленные профилирующей кафедрой значения часов на каждую компетенцию, в разрезе дисциплин учебного плана, в доступную для работодателя форму 10-балльного рейтинга;
4) технический персонал отправляет письма респондентам в которых указана ссылка на анкету, размещенную на сайте факультета;
5) респонденты выражают свое мнение по рейтингу компетенций при заполнении анкеты. В анкете респонденту для ориентировки указывается рейтинг компетенций согласно ФГОС ВО и учебному плану. После формирования базы ответов информационная система создает множество предложенных работодателем компетенций для разработки нового учебного плана или множество актуализированных компетенций для совершенствования действующего учебного плана, как это показано на интерфейсе (рис. 4);
Рис. 4. Интерфейс множества предложенных работодателем компетенций и их оценка соответствия компетенций согласно ФГОС ВО, УП, РП
6) технический персонал в информационной системе рассчитывает итоговый рейтинг по компетенциям, который был согласован ЭК;
7) технический персонал в информационной системе рассчитывает итоговый рейтинг по компетенциям, который был согласован ЭК;
8) заведующий кафедрой вносит изменения в учебный план.
Оценка эффективности взаимодействия всех участников образовательных процессов на основе разработанной СППР «Компетенция» выражается следующими количественными и качественными характеристиками (рис. 5):
Рис. 5. Диаграмма анализа результатов показателей эффективности для АО «ИЭМЗ «Купол»
1) ускорением адаптации молодых специалистов на предприятии АО «ИЭМЗ «Купол»;
2) сокращением количества уволенных по собственному желанию молодых специалистов на предприятии АО «ИЭМЗ «Купол».
Согласно рис. 5 видно, что срок адаптации молодых специалистов с дипломом бакалавра в 2015 году сократился на 1,5 месяца. Количество укрепившихся на предприятии молодых специалистов в течение 6 месяцев увеличилось до 89 %.