Сегодня проблема формирования компетентностей стала предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с реализацией ФГОС нового поколения. Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения в условиях «экономики знаний» (И. Фрумин). Основными характеристиками экономики знаний являются следующие:
– обучение как «создание знаний» на основе исследовательского подхода вместо обучения на основе информации;
– обучение на основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения;
– совместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний всего обучения, жестко направляемого учителем;
– своевременное и актуальное обучение вместо обучения «на всякий случай, вдруг понадобиться в будущем»;
– применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения;
– обучение по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию;
– организация непрерывного обучения вместо определения конца обучения определенным возрастным этапам [6].
На современном этапе развития общества выпускники вуза, обладающие компетентностью, профессиональной мобильностью, умением адаптироваться к быстро меняющимся условиям, с развитыми ключевыми и базовыми профессиональными компетенциями могут быть успешными в профессиональном плане. Воспитание профессиональной компетентности будущих бакалавров есть одно из приоритетных направлений вузовского образования. Это обусловлено тем, что сегодня современным школам необходим учитель, который владеет перспективными технологиями обучения. Так, определение содержания, разработка технологии формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров является одной из актуальных и пока недостаточно разработанных проблем, стоящих перед всей системой высшего образования и, прежде всего, перед преподавателями вузов.
Существуют стандарты, которые призваны реализовать идею компетентностного подхода. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата [7]. Формирование компетенций у выпускников вуза обусловлено требованиями ФГОС ВПО, что предполагает необходимость дальнейшего развития теории и практики высшего профессионального образования, успешность которого существенным образом зависит от дидактических условий, в которых протекает процесс обучения студентов. Задача введения ФГОС определяет вектор не только образовательной, но и управленческой деятельности на всех уровнях: от федерального, регионального и муниципального до уровня внутри школьного управления. При этом эффект от правильного введения ФГОС всецело зависит от того, насколько управленческая, педагогическая и образовательная деятельность в каждом образовательном учреждении и каждого учителя будет продуманной, целенаправленной, технологически вооруженной и обеспеченной необходимыми ресурсами. Серьезный барьер на пути реализации задач по введению ФГОС-проблемы воспитания педагогическим сообществом изменений, отношения к необходимости переосмысления задач образовательной, педагогической и управленческой деятельности.
Именно набор компетенций, которые отражены в ФГОС ВПО и должны быть сформированы у выпускников, выступают инновацией результата высшего профессионального образования, а профессиональная компетентность является той интегративной характеристикой личности, которая обеспечивает готовность молодого специалиста к успешному осуществлению профессиональной деятельности, а также осознанному развитию в ней.
В настоящее время в литературе можно встретить достаточно большое количество определений понятия «компетенция». Некоторые авторы термин «компетенция» рассматривают как практически полезный потенциал сотрудника, который формируется в ходе обучения [4]. Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования определяет компетенцию (competence) как способность человека реализовать на практике свои знания и умения, обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности [2].
Компетентностный подход базируется на двух основных понятиях: «компетенция» и «компетентность». Отметим, что единого подхода к трактовке указанных понятий до сих пор не существует. Мы разделяем точку зрения А.В. Хуторского, согласно которой компетенция включает «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним», а компетентность предполагает «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».
Многие ученые (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.) исследовали проблемы формирования профессиональной компетентности. В.И. Байденко считает, что компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой то или иное лицо способно эти компетенции реализовать [1]. И.А. Зимняя дает следующее определение понятия «компетенция»: это некоторое внутреннее, потенциальное, сокрытое психологическое новообразование, представляющее собой знания, представления; программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем проявляются в компетентности человека. Далее А.В. Хуторской рассматривает компетенцию как отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции [9].
Многие исследователи считают, что компетентностный подход реализует деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется не на усвоение суммы знаний, а на способность человека применять имеющиеся знания, накапливая новые [3]. Профессиональная компетентность педагога – это совокупность психолого-педагогических и методических знаний, умений и навыков, которые связаны с технологией обучения, опытом применения в вузовской практике новых методов и форм обучения [8]. Таким образом, именно в процессе обучения у будущих бакалавров педагогического образования формируются профессиональные компетенции. Для решения проблемы формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» требуется уточнить основное понятие – «профессиональные компетенции», выявить сущность, структуру и особенности этого феномена по отношению к учителю технологии современной общеобразовательной школы. Так, профессиональные учебные компетенции – способность будущего бакалавра реализовывать полученный комплекс знаний, умений, навыков, опыта в учебной и практической деятельности. Исходя из этого, под профессиональными компетенциями будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» мы понимаем общепрофессиональные, педагогические, культурно-просветительские и специальные компетенции. Будущий бакалавр, у которого сформированы данные компетенции, должен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; владеть речевой профессиональной культурой; быть готовым применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени образовательного учреждения; быть способным ориентироваться в современных тенденциях развития техники и технологии; владеть навыками разработки конструкторско-технологической документации и ее использования в профессиональной деятельности и т.д.
Современные стандарты школьного образования предъявляют высочайшие требования к подготовке педагогических кадров. Будущие бакалавры педагогического образования, помимо прекрасной теоретической подготовки, глубокого знания предмета, должны владеть широким набором практических навыков. Их спектр сравнительно широк (обширен): методические приемы представления учебного материала и проверки знаний учащихся; практические навыки построения эффективного общения; уверенное владение методикой организации и проведения научных и научно-методических исследований; использование в повседневной практике преподавания персонального компьютера, мультимедийных и Internet-технологий. Это лишь малая часть тех навыков, которыми должен владеть современный учитель. Данное обстоятельство делает жизненно необходимым внедрение практико-ориентированного подхода в систему подготовки будущих бакалавров педагогического образования. Переход к новым стандартам высшего профессионального образования кардинально изменил условия подготовки будущих бакалавров. Подготовка будущих бакалавров педагогического образования предполагает значительную насыщенность учебного процесса и более активную работу обучающихся с информационными потоками. Вместе с тем, время подготовки сократилось с пяти до четырех лет. В связи с этим требуется некоторая перестройка учебного процесса, сближающая теорию с практикой.
Исходя из вышесказанного, для обоснования теоретических основ формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» мы должны определить их теоретическую и практическую готовность осуществлять профессиональную педагогическую деятельность, которая основана на совокупности освоенных знаний, умений и навыков проектной, технологической, научно-исследовательской, предпринимательской и педагогической деятельности и опыте их осуществления [5], что отражает сущность профессиональных компетенций ФГОС ВПО по профилю «Технология», видов профессиональной деятельности будущего бакалавра педагогического образования.
В частности, исходные данные нашего исследования по формированию профессиональных компетенций у будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» (на примере изучения опыта народных мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Саха (Якутия)) дают основание предполагать, что их профессиональная компетентность будет сформирована, если:
– изучается и научно обосновывается система авторской технологии народных мастеров декоративно-прикладного искусства;
– определяется содержание и структура профессиональных компетенций у будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Технология»;
– разработаны критерии определения эффективности формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Технология»;
– реализуется модель формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Технология».
Реализация модели и апробирование основных положений гипотезы по формированию профессиональных компетенций у будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» осуществляется нами в учебно-воспитательном процессе на основе опытно-экспериментальной программы. Рассмотрим основное содержание, этапы, формы и методы, ожидаемые результаты реализации опытно-экспериментальной программы. Цель нашей программы заключается в теоретической и практической обоснованности педагогических условий формирования у будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» профессиональных компетенций на основе изучения опыта народных мастеров Республики Саха (Якутия). Для достижения обозначенной цели исследования нами поставлены следующие задачи: проанализировать опыт работы народных мастеров декоративно-прикладного искусства; составить пособие по изготовлению изделий по технологии мастеров Республики Саха (Якутия) и апробировать их в процессе профессиональной подготовки будущих учителей технологии; обосновать результаты педагогического эксперимента по формированию профессиональных компетенций у будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» на основе изучения опыта работы народных мастеров декоративно-прикладного искусства.
В частности, на первом этапе экспериментального исследования выявлен определенный интерес к опыту работы народных мастеров декоративно-прикладного искусства. Студенты пришли к осознанию того, что декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Декоративно-прикладная деятельность дает им возможность применять самые разнообразные материалы и использовать их на практике как собственное творчество, которое имеет как материальную, так и художественно-эстетическую ценность. У них, как у будущих бакалавров педагогического образования, проявляется более интерес к истории и культуре своего народа. Например, занимаясь в творческой мастерской народного мастера Августины Николаевны Филипповой, студенты овладели следующими основами компетенций: способностью реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; способностью ориентироваться в современных тенденциях развития техники и технологии; владением навыками разработки конструкторско-технологической документации и ее использования в профессиональной деятельности; способностью реализовать эксплуатационные и технологические свойства материалов, выбирать материалы и технологии их обработки.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что в процессе изучения опыта работы народных мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Саха (Якутия) у будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» успешно формируются профессиональные компетенции, как приоритетное качество педагога согласно требованиям ФГОС ВПО.