Современные требования к уровню квалификации специалистов для управления сферой физической культуры и спорта предъявляют новые требования к процессу их подготовки в вузе [4].
Цель исследования – провести анализ уровней профессионально-прикладной физической подготовленности студентов – спортивных менеджеров для выявления взаимосвязи показателей подготовленности студентов с различными уровнями их профессионально-прикладной физической подготовленности в процессе обучения в вузе физической культуры.
В условиях непрерывного совершенствования производства, увеличения объема и интенсивности труда управленческого персонала предъявляются повышенные требования к уровню профессиональной готовности будущих управленцев. К ней можно отнести высокую работоспособность, тренированность, профессионально-прикладную физическую подготовленность, развитие психомоторных способностей [5].
Выполнение профессиональных функций специалистов сферы управления для любой сферы деятельности имеет свою двигательную специфику. Она определяется психофизиологическими характеристиками и условиями труда, которые в свою очередь предъявляют различные требования к уровню профессионально-прикладной физической подготовленности, психического состояния, психофизиологическим характеристикам и личностным качествам [1].
Нами анализировалась взаимосвязь показателей подготовленности студентов – спортивных менеджеров с различными уровнями их профессионально-прикладной физической подготовленности. Ранее были выявлены следующие группы: высокий уровень развития данной характеристики, выше, ниже среднего, низкий [3]. Данные группы имеют различную наполняемость (от 15 до 54 человек).
Для того, чтобы особенности взаимосвязи показателей подготовленности проявились более выраженно, нами были объединены студенты по таким группам: высокий и выше среднего; средний; ниже среднего и низкий. Таким образом, с одной стороны, прослеживается разноуровневость профессионально-прикладной физической подготовленности, с другой стороны, проявляется возможность относительного выравнивания количества обследуемых в группах [2].
Группа студентов с высоким и выше среднего уровнями развития данных качеств включала 25 человек, со средним уровнем – 31 человека, с ниже среднего и низким – 36 человек. У девушек наполняемость данных групп соответственно составила 26, 35 и 38 человек. При таких выборочных результатах в первую группу включались все обследуемые с высоким уровнем профессионально-прикладной физической подготовленности, во вторую группу – все со средним уровнем, а в третью – преимущественно с низким уровнем данной характеристики. В первую и третью группы добирались студенты со смежных групп.
Результаты корреляционного анализа показали, что у студентов первой группы (высокий, выше среднего) выявлено 11 достоверных взаимосвязей, из них две взаимосвязи проявились при однопроцентном уровне значимости (табл. 1). Наиболее тесно коррелируют показатели бега на 100 м и челночного бега 3×10 м (r = 0,564), результаты зрительной памяти и объема зрительного восприятия (r = 0,524). Показатели бега на 100 м коррелируют с представленными результатами физической подготовленности: бег 3000 м (r = 0,441), подтягивание на перекладине (r = – 0,402). Характеристики бега на 3000 м взаимосвязаны с результатами стрессоустойчивости (r = 0,472), указывая важность длительного бега для формирования стрессоустойчивости.
Таблица 1
Взаимосвязь показателей подготовленности студентов с различными уровнями профессионально-прикладной физической подготовленности (n: 25; 33; 36)
№ п/п |
Показатели |
Уровни |
Номера показателей |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Бег 100 м |
Высокий и выше среднего |
564 |
– 402 |
441 |
||||||||
Средний |
– 406 |
492 |
|||||||||||
Ниже среднего и низкий |
364 |
||||||||||||
2 |
Челночный бег 3×10 м |
Высокий и выше среднего |
398 |
||||||||||
Средний |
|||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
|||||||||||||
3 |
Подтягивание на перекладине |
Высокий и выше среднего |
|||||||||||
Средний |
|||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
|||||||||||||
4 |
Бег 3000 м |
Высокий и выше среднего |
472 |
||||||||||
Средний |
460 |
||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
482 |
||||||||||||
5 |
Распределение внимания |
Высокий и выше среднего |
403 |
465 |
|||||||||
Средний |
|||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
|||||||||||||
6 |
Зрительная память |
Высокий и выше среднего |
524 |
||||||||||
Средний |
426 |
||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
433 |
||||||||||||
7 |
Объем зрительного восприятия |
Высокий и выше среднего |
|||||||||||
Средний |
|||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
|||||||||||||
8 |
Стрессоустойчивость |
Высокий и выше среднего |
– 484 |
||||||||||
Средний |
|||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
|||||||||||||
9 |
Успеваемость по дисциплинам специального цикла |
Высокий и выше среднего |
429 |
450 |
|||||||||
Средний |
406 |
||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
|||||||||||||
10 |
Сформированность ЗУН физкультурно-спортивной деятельности |
Высокий и выше среднего |
|||||||||||
Средний |
|||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
|||||||||||||
11 |
Личностные качества |
Высокий и выше среднего |
|||||||||||
Средний |
|||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
Успеваемость по дисциплинам специального цикла коррелирует с личностными качествами (r = 0,450) и сформированности прикладных знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности (r = 0,429).
У студентов со средним уровнем профессионально-прикладной физической подготовленности выявлено шесть достоверных взаимосвязей, из них две – при однопроцентном уровне значимости: результаты бега на 3000 м коррелируют с характеристиками бега на 100 м (r = 0,492) и стрессоустойчивости (r = 0,460). У данной категории обследуемых также взаимосвязаны между собой показатели физической подготовленности, указывая на важность комплексного развития физических способностей.
Нами выявлена взаимосвязь показателей зрительной памяти и объема зрительного внимания (r = 0,428). Успеваемость по дисциплинам специального цикла взаимосвязана с уровнем сформированности прикладных знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности (r = 0,406).
У студентов третьей группы (низкий, ниже среднего уровни) выявлено всего три достоверных взаимосвязи между анализируемыми показателями подготовленности, из них одна – при однопроцентном уровне значимости. Наиболее тесно коррелируют результаты бега на 3000 м и стрессоустойчивости (r = 0,482). Характеристики бега на 100 м взаимосвязаны с результатами челночного бега 3×10 м (r = 0,364), а показатели зрительной памяти – с результатами объема зрительного восприятия (r = 0,433).
Аналогичный аналитический анализ проведен по материалам девушек (табл. 2). У студенток первой группы (высокий, выше среднего уровни) выявлено 8 достоверных взаимосвязей, из них три взаимосвязи – при однопроцентном уровне значимости. Наиболее тесно коррелируют характеристики бега на 100 м и челночного бега 3×10 м (r = 0,624), зрительной памяти и объема зрительного восприятия (r = 0,570), успеваемости по дисциплинам специального цикла и сформированности знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности (r = 0,524).
Таблица 2
Взаимосвязь показателей подготовленности студенток с различными уровнями профессионально-прикладной физической подготовленности (n: 26; 35; 38)
№ п/п |
Показатели |
Уровни |
Номера показателей |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Бег 100 м |
Высокий и выше среднего |
624 |
– 398 |
410 |
||||||||
Средний |
407 |
||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
– 437 |
||||||||||||
2 |
Челночный бег 3×10 м |
Высокий и выше среднего |
464 |
||||||||||
Средний |
401 |
||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
|||||||||||||
3 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа |
Высокий и выше среднего |
|||||||||||
Средний |
|||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
|||||||||||||
4 |
Бег 2000 м |
Высокий и выше среднего |
409 |
||||||||||
Средний |
477 |
||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
492 |
||||||||||||
5 |
Распределение внимания |
Высокий и выше среднего |
|||||||||||
Средний |
|||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
|||||||||||||
6 |
Зрительная память |
Высокий и выше среднего |
570 |
||||||||||
Средний |
496 |
||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
|||||||||||||
7 |
Объем зрительного восприятия |
Высокий и выше среднего |
|||||||||||
Средний |
|||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
|||||||||||||
8 |
Стрессоустойчивость |
Высокий и выше среднего |
– 472 |
||||||||||
Средний |
|||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
|||||||||||||
9 |
Успеваемость по дисциплинам специального цикла |
Высокий и выше среднего |
524 |
||||||||||
Средний |
|||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
|||||||||||||
10 |
Сформирован-ность ЗУН физкультурно-спортивной деятельности |
Высокий и выше среднего |
|||||||||||
Средний |
|||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
|||||||||||||
11 |
Личностные качества |
Высокий и выше среднего |
|||||||||||
Средний |
|||||||||||||
Ниже среднего и низкий |
Примечание. Представлены только достоверные взаимосвязи показателей. Коэффициенты корреляции умножены на 103. Выделены характеристики при однопроцентном уровне значимости.
Показатели бега на 100 м коррелируют с результатами, характеризующими уровни развития физических способностей: бег 2000 м (r = 0,410), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (r = – 0,398). Более высокие результаты бега на 2000 м оказывают положительное влияние на показатели стрессоустойчивости (r = 0,409).
У девушек со средним уровнем сформированности профессионально-прикладной физической культуры выявлено четыре достоверных взаимосвязи, из них две – при однопроцентном уровне значимости. Наиболее тесно коррелируют характеристики зрительной памяти и объема зрительного внимания (r = 0,496), бега на 2000 м и стрессоустойчивости (r = 0,477). Результаты бега на 100 м взаимосвязаны с показателями челночного бега 3×10 м (r = 0,407), а характеристики бега на 2000 м – с результатами челночного бега 3×10 м (r = 0,401).
У девушек третьей группы (низкий, ниже среднего уровни) выявлено между показателями подготовленности всего две взаимосвязи и обе – при однопроцентном уровне значимости: результаты бега на 2000 м коррелируют с показателями стрессоустойчивости (r = 0,492), характеристики бега на 100 м взаимосвязаны с результатами сгибания и разгибания рук в упоре лежа (r = – 0,437).
Результаты нашего исследования свидетельствуют о специфике взаимосвязи показателей подготовленности студентов с различными уровнями их профессионально-прикладной физической подготовленности. По мере увеличения уровня сформированности данных характеристик увеличивается количество достоверных взаимосвязей. Данная закономерность проявляется как юношей, так и у девушек.