Главный вектор реформирования высшего образования в Республике Казахстан в настоящее время определяется присоединением к Болонскому процессу, что ставит перед вузами задачу совершенствования образовательных программ, разработанных на основе компетентностного подхода.
В Ереванском коммюнике Министров высшего образования европейских стран подчеркивается, что образовательные программы должны позволить студентам развивать компетенции, которые смогут лучше всего удовлетворить личные стремления и социальные потребности посредством эффективной образовательной деятельности [5].
Поскольку первым этапом разработки образовательной программы является определение ее целей и результатов обучения, необходимо построение компетентностной модели выпускника. Особенно это важно в современных реалиях, когда профессиональные стандарты, описывающие с единых позиций требования к квалификации выпускников, разработаны не по всем специальностям.
Цель исследования
Целью данной работы явилось выявление наиболее значимых компетенций выпускников с позиции академического сообщества и работодателей для совершенствования модульных образовательных программ специальности «Стандартизация, сертификация и метрология».
Материалы и методы исследования
Нами использовались концептуальные идеи общеевропейского проекта «TUNING» (Настройка образовательных структур в Европейском пространстве высшего образования) [1], которые применялись с учетом специфики отечественной системы высшего образования. В частности, мы опирались на методологию, направленную на обеспечение сопоставимости программ, основанную на формулировке общих (универсальных) компетенций, независимых от предметной области [2]; формулировке профессиональных компетенций, специфических для каждой предметной области [3]; разработке новых образовательных технологий и принципов оценки; разработке систем обеспечения качества образования в вузе.
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе исследования респондентам (работодателям и представителям академического сообщества – профессорско-преподавательского состава вузов) было предложено оценить важность каждой из универсальных компетенций выпускника специальности «Стандартизация, сертификация и метрология» по 100-балльной шкале. В результате изучения мнения работодателей (ведущих специалистов, 90% из которых являлись представителями баз профессиональных практик), было выявлено, что наиболее востребованными являются выпускники, обладающие такими компетенциями, как:
– способность к обучению (98%);
– способность применять знания на практике (95%);
– умение быстро адаптироваться в меняющихся жизненных и профессиональных ситуациях (88%);
– письменная и устная коммуникация на государственном языке, компьютерные навыки (85%);
– компьютерные навыки, готовность к саморазвитию, генерированию новых знаний (83%);
– готовность к саморазвитию, генерированию новых знаний (81%);
– способность к анализу и синтезу (80%);
– базовые знания по специальности (78%);
– способность к разработке проектов и управлению ими (76%);
– умение ориентироваться в потоке информации, использовать современные технологии для ее анализа и трансформации (75%);
– способность к организации и планированию (73%);
– способность предвидеть и решать проблемы (72%);
– умение самостоятельно критически и творчески мыслить (68%);
– базовые общие знания (65%);
– коммуникабельность и умение работать в разных командах (62%);
– коммуникативные навыки на иностранном языке (58%);
– активность в достижении поставленных целей, стремление к успеху, ответственность, приверженность этическим ценностям (52%);
– способность к лидерству (51%);
– способность работать автономно (50%);
– способность принимать решения (46%);
– ответственность, приверженность этическим ценностям (45%);
– исследовательские способности (42%);
– способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях (39%);
– способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия (38%);
– способность работать в международном контексте (22%).
Таблица 1
Результаты ранжирования компетенций представителями академического сообщества и работодателями
Компетенции |
Работодатели |
Преподаватели |
способность к обучению |
1 |
3 |
способность применять знания на практике |
2 |
5 |
умение быстро адаптироваться в меняющихся жизненных и профессиональных ситуациях |
3 |
9 |
письменная и устная коммуникация на государственном языке |
4 |
4 |
компьютерные навыки |
5 |
11 |
готовность к саморазвитию, генерированию новых знаний |
6 |
7 |
способность к анализу и синтезу |
7 |
6 |
базовые знания по специальности |
8 |
1 |
способность к разработке проектов и управлению ими |
9 |
15 |
умение ориентироваться в потоке информации, использовать современные технологии для ее анализа и трансформации |
10 |
8 |
способность к организации и планированию |
11 |
14 |
способность предвидеть и решать проблемы |
12 |
13 |
умение самостоятельно критически и творчески мыслить |
13 |
10 |
базовые общие знания |
14 |
2 |
коммуникабельность и умение работать в разных командах |
15 |
19 |
коммуникативные навыки на иностранном языке |
16 |
17 |
активность в достижении поставленных целей, стремление к успеху |
17 |
20 |
способность к лидерству |
18 |
22 |
способность работать автономно |
19 |
21 |
способность принимать решения |
20 |
16 |
ответственность, приверженность этическим ценностям |
21 |
18 |
исследовательские способности |
22 |
12 |
способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях |
23 |
24 |
способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия |
24 |
23 |
способность работать в международном контексте |
25 |
25 |
Таблица 2
Уровень достижения студентами компетенций
Компетенции |
Оценка |
|||||||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||||||
2013 |
2015 |
2013 |
2015 |
2013 |
2015 |
2013 |
2015 |
2013 |
2015 |
|
компьютерные навыки |
50% |
92% |
50% |
8% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
использование современных технологий |
55% |
70% |
45% |
30% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
способность предвидеть и решать проблемы |
40% |
50% |
37% |
45% |
23% |
5% |
0% |
0% |
0% |
0% |
коммуникабельность |
84% |
92% |
16% |
8% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
ответственность |
50% |
90% |
50% |
10% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
готовность к саморазвитию, генерированию новых знаний, применению знаний на практике для решения профессиональных задач |
55% |
83% |
45% |
17% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
базовые знания по специальности |
63% |
75% |
31% |
20% |
6% |
5% |
0% |
0% |
0% |
0% |
владение иностранными языками |
25% |
37% |
50% |
48% |
25% |
15% |
0% |
0% |
0% |
0% |
Таким образом, опрос показал, что работодатели больше всего ценят способность учиться, а не тот фактический уровень знаний, которым обладает выпускник на момент трудоустройства. Базовые знания по специальности занимают восьмую позицию, а общие знания – двенадцатую.
В то же время работодатели высоко оценивают способность выпускника применять знания на практике, умение быстро адаптироваться в меняющихся жизненных и профессиональных ситуациях, готовность к саморазвитию, генерированию новых знаний, знание государственного языка, креативность, умение ориентироваться в потоке информации, использовать современные технологии для ее анализа и трансформации.
Следует отметить, что мнения работодателей не совпадают с мнением опрошенных преподавателей вузов (табл. 1).
Так, наличие исследовательских способностей оценивается выше преподавателями (12 позиция), чем работодателями (22 позиция). В связи с этим в разработанной нами образовательной программе было предложено несколько образовательных траекторий: как для студентов, желающих в дальнейшем продолжить обучение в магистратуре, так и для тех, кто нацелен работать на производстве.
Анализ результатов ранжирования компетенций также показал, что следует больше уделять внимания формированию у студентов способностей к организации и планированию, разработке и управлению проектами, умения самостоятельно и критически мыслить. В связи с этим при разработке модульных образовательных программ по данной специальности был выделен отдельный проектно-управленческий модуль, введены такие дисциплины, как «Проектный менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Планирование профессиональной карьеры».
Отметим, что работодатели намного выше, чем преподаватели, оценивают способность работать в команде, коммуникабельность, активность в достижении поставленных целей, стремление к успеху, лидерству. Все респонденты способность работать автономно оценили ниже, чем работу в команде.
Повышается оценка важности полиязычного обучения, знания выпускниками как государственного, так и иностранных языков. Интересно отметить, что в перечне универсальных компетенций работодатели стали отмечать «способность работать в международном контексте» – в ранее проведенных опросах эта компетенция ими обычно не оценивалась. Очевидно, это связано с пониманием важности интеграционных процессов в экономике, сфере технического регулирования, вступления Казахстана в ВТО.
На втором этапе оценивались предметно-специфические и специальные компетенции [4], уточнялись требования к профессиональным компетенциям выпускника.
По мере внедрения новых образовательных программ работодателям предлагалось по 5-балльной шкале (от 1 (низкий) до 5 (сильный)) оценить уровень достижения студентами некоторых компетенций по результатам прохождения профессиональной практики (табл. 2).
Сравнение уровня достижения компетенций показал в целом положительную динамику по всем позициям, которые предлагались для оценки.
В результате проведенной работы была разработана компетентностная модель выпускника и спроектированы модульные образовательные программы по специальности «Стандартизация, сертификация и метрология».
Выводы
В контексте требований Болонского процесса вузам важно определить, какие компетенции должны развивать предлагаемые ими образовательные программы. Регулярное изучение мнения академического сообщества и работодателей при разработке образовательных программ дает возможность своевременной актуализации их структуры и содержания в соответствии с требованиями рынка труда, способствует успешному трудоустройству выпускников.