Профессиональная ориентация, выбор профиля обучения школьников в старших классах приобретает в современном образовательном процессе все большую актуальность, поскольку каждый год перед выпускниками школ, лицеев, гимназий стоит проблема профессионального выбора.
На профессиональный выбор оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы связаны с влиянием друзей, учителей, родителей, условиями труда в будущей профессиональной деятельности, её престижностью и перспективностью. К внутренним факторам относятся интересы и склонности личности, ее способности, цели, направленность. Интерес к содержанию труда является ведущим мотивом выбора профессии у школьников, но также следует учитывать и гендерные особенности поведения личности, деятельности и выбора профессии [1, с. 3–5; 2, с. 121–129].
Цель нашей работы ‒ исследовать влияние профиля обучения и гендерных особенностей старшеклассников на степень выраженности интереса к различным сферам деятельности.
Гипотеза исследования: профиль обучения и гендерные особенности старшеклассников оказывают влияние на степень выраженности интереса к различным сферам деятельности.
В разработке научно-психологических основ профориентации большую роль сыграли выдающиеся советские педагоги и деятели народного образования А.В. Луначарский, Л.П. Блонский, А.С. Макаренко и др. В разработке психологических основ профессиональной ориентации принимали участие Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, А.Н. Леоньтьев, К.К. Платонов, Н.С. Пряжников и др. В качестве методологической основы профессиональной ориентации используются работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, Б.Г. Ананьева.
Планы, размышления о будущем являются важным содержанием развития социальной взрослости у старшеклассников. Определенность в планах, связанных с выбором профессии, приводит к появлению определенных мотивов, целей и задач, под влиянием которых старшеклассник направляет свои силы на реализацию и достижение поставленных задач, в том числе на углубленное освоение учебных дисциплин, необходимых для сдачи ЕГЭ. В процессе профессионального выбора возникает ряд противоречий:
1) между потребностью общества в различных сферах производства и личными планами школьников. На сегодняшний день рынок труда в России перенасыщен специалистами гуманитарного направления – юристами, экономистами, при значительном недостатке специалистов технического направления;
2) между недостаточной информированностью школьников о мире профессий и невозможностью сознательно и самостоятельно выбрать профессию, зачастую выбор происходит под давлением родителей или «за компанию» с друзьями.
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессиональной ориентации человека, на наш взгляд, наиболее важны следующие принципы выбора профессии и места в социальной структуре общества:
● личностный принцип – обучающийся должен изучить себя и действовать в соответствии со своими установками;
● профессиональный принцип – обучающемуся необходимо определить род занятий, интересующих его в большей степени (точные или естественные науки, работа в коллективе или самостоятельная, организационно-управленческая деятельность или выполнение поручений и др.);
● целевой принцип – обучающимся необходимо знать, что они хотят получить от профессии;
● принцип баланса – понимание, что выбранная профессия поможет построить свою жизнь более гармонично [5, с. 17; 6, с. 32].
Следует учесть, что в своем профессиональном выборе большинство современных школьников на первое место ставят материальную сторону выбранной профессии. Центральной проблемой в старшем школьном возрасте становится нахождение молодым человеком индивидуального отношения к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени, авторство в становлении своих способностей, в определении своего собственного взгляда на жизнь. Обособляясь от образа себя в глазах ближнего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «Я», человек становится ответственным за собственную субъективность, которая зачастую складывается стихийно [4, с. 40].
Профессиональный интерес связан с ориентацией школьников на те или иные профессии. Формирование профессиональных интересов происходит эффективнее при осуществлении воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, при оказании помощи учащимся в профессиональном самоопределении с учетом их личностных особенностей и интересов. При таких условиях обучающийся начинает ориентироваться в мире профессий и понимать, насколько та или иная профессия соответствует его жизненным устремлениям, поэтому на основе знания гендерных особенностей профессионального выбора можно оказать более эффективную помощь в профессиональном самоопределении.
Исследование с целью выявления влияния пола и профиля обучения на степень выраженности интересов обучающихся к различным сферам деятельности проводилось на базе гимназии (г. Кемерово).
В исследовании приняли участие 90 школьников десятых классов с различными профилями обучения:
Первая группа – обучающиеся 10 «А» класса социально-экономического профиля обучения, всего 23 человека (12 юношей, 11 девушек).
Вторая группа – обучающиеся 10 «Б» класса, физико-математического профиля обучения (17 юношей, 10 девушек). Общее количество – 27 человек.
Третья группа – ученики 10 «В» класса, экономико-математического профиля обучения (20 юношей, 20 девушек). Общее количество – 40 человек.
Исследование состояло из следующих этапов:
1. Проведение диагностики влияния пола и профиля обучения на степень выраженности интересов обучающихся к различным сферам деятельности у испытуемых трех групп.
2. Анализ результатов диагностического исследования.
Исследование влияния пола и профиля обучения на степень выраженности интересов обучающихся к различным сферам деятельности у испытуемых проводилось с помощью методики «Карта интересов» А.Е. Голомшток. Данные, полученные с помощью этой методики, позволили выявить круг интересов обучающихся, степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии.
С помощью двухфакторного дисперсионного анализа оценивалось влияние следующих факторов: профиля обучения и пола обучаемых на степень выраженности интереса к различным сферам деятельности.
В результате проведенного исследования у обучающихся в физико-математическом классе выявлен самый высокий интерес к физике, как у юношей, так и у девушек. У обучающихся по социально-экономическому профилю в группе юношей отсутствует интерес к данному предмету, а у девушек этот интерес имеет отрицательный характер. В классе экономико-математического профиля у юношей степень выраженности интереса к физике высокая, у девушек интерес выражен слабо (рис. 1).
При исследовании средних значений степени выраженности интереса к педагогике выявлено, что наибольший интерес к педагогике наблюдается в группе девушек физико-математического профиля, у юношей этот интерес не выражен. В классе обучающихся по социально-экономическому профилю и у юношей, и у девушек наблюдается отрицание интереса к педагогике, причем наибольшая степень отрицания наблюдается в группе юношей. В классе обучающихся на экономико-математическом профиле у девушек выражен интерес к педагогике, а у юношей наблюдается отрицание интереса к данному предмету (рис. 2).
При изучении степени выраженности интереса к экономике в зависимости от профиля обучения и пола выявлено, что на исследуемый показатель влияет как профиль обучения учащихся, так и взаимосвязь факторов пола и профиля обучения. Так, у всех юношей независимо от профиля обучения наблюдается выраженный интерес к экономике. В группе девушек из классов физико-математического и экономико-математического профиля наблюдается выраженный интерес к данному предмету, причем его степень выраженности выше, чем у юношей, обучающихся в соответствующем профильном классе. У девушек из класса социально-экономического профиля обучения выявлено отрицание интереса к экономике (рис. 3).
Рис. 1. Средние значения степени выраженности интереса к физике в группах учащихся в зависимости от пола и профиля обучения
Рис. 2. Средние значения степени выраженности интереса к педагогике в группах учащихся в зависимости от пола и профиля обучения
Рис. 3. Средние значения степени выраженности интереса к экономике в группах учащихся в зависимости от пола и профиля обучения
Рис. 4. Средние значения степени выраженности интереса к математике в группах учащихся в зависимости от пола и профиля обучения
Двухфакторный дисперсионный анализ показал, что степень выраженности интереса обучающихся к математике зависит, прежде всего, от профиля обучения. В каждом профиле обучения средний уровень степени выраженности интереса к математике у юношей выше, чем у девушек. Наиболее высокий уровень степени выраженности интереса к предмету наблюдается у обучающихся в физико-математическом классе. У девушек экономико-математического профиля степень интереса к предмету отсутствует, в то время как у юношей этого профиля интерес к математике выражен. В группе учащихся социально-экономического профиля и у юношей, и у девушек наблюдается отрицание интереса к данному предмету (рис. 4).
Таким образом, в результате исследования выявлено:
1. У обучающихся в классе физико-математического профиля наблюдается наиболее высокая степень выраженности интереса к физике, как у юношей, так и у девушек; наибольший интерес к педагогике наблюдается в группе девушек из класса физико-математического профиля. У юношей данного профиля этот интерес не выражен.
2. У обучающихся в классе социально-экономического профиля: в группе юношей выявлено отсутствие интереса к физике, а в группе девушек этот интерес отрицается; и у юношей, и у девушек наблюдается отрицание интереса к педагогике, наибольшая степень выраженности отрицания интереса к педагогике наблюдается в группе юношей.
3. Для обучающихся в классе экономико-математического профиля: у юношей выражен интерес к физике, в то время как у девушек интерес выражен слабо; у девушек выражен интерес к педагогике, а у юношей наблюдается отрицание интереса к данному предмету.
4. В нашем исследовании определено, что у всех юношей, независимо от профиля обучения, наблюдается выраженный интерес к экономике; в группе девушек физико-математического и экономико-математического профиля наблюдается выраженный интерес к экономике, причем его степень выраженности выше, чем у юношей, обучающихся в соответствующем профильном классе. В то время как в группе девушек социально-экономического профиля выявлено отрицание интереса к экономике.
5. Степень выраженности интереса к математике у респондентов зависит только от профиля обучения, при этом в каждом профиле средний уровень степени выраженности интереса у юношей выше, чем у девушек; наиболее высокий уровень степени выраженности интереса к предмету наблюдается у обучающихся в физико-математическом классе; у девушек экономико-математического профиля степень интереса к предмету отсутствует, в то время как у юношей этого профиля интерес к математике выражен, в группе учащихся социально-экономического профиля и у юношей, и у девушек наблюдается отрицание интереса к данному предмету.
6. Наиболее высокая степень выраженности интереса к физике выявлена у обучающихся в физико-математическом классе (у всех респондентов).
7. Средняя степень выраженности интереса к педагогике определена лишь у девушек, обучающихся в классах физико-математического и экономико-математического профиля, у остальных респондентов интереса к педагогике не выявлено.
Таким образом, нами выявлено влияние профиля обучения и гендерных особенностей старшеклассников на степень выраженности интереса к физике, педагогике, экономике, математике, то есть наша гипотеза подтвердилась. Проведенное исследование позволило выявить круг интересов обучающихся, степень их выраженности, что играет важную роль в формировании мотивации выбора будущей профессии.
Основные задачи для обучающихся в старших классах, связанные с выбором социально-профессионального статуса, – это формирование устойчивого профессионального интереса, развитие профессионально важных качеств в избранном виде труда. Решение таких задач осуществляется через углубленное изучение предметов, дополнительные занятия, консультации, дальнейшую работу по самопознанию, контролю и коррекции профессиональных планов, самоподготовка в избранной деятельности и саморазвитие личности.
В целом задача заключается в обучении школьников творческому поиску: от видения и постановок проблем – к выдвижению предположений, гипотез, их проверке и рефлексии, то есть включение учащихся в систематическое исследование себя как самоценности профессиональной деятельности, рынка труда и в целом социокультурных отношений.