Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ASSESSMENT OF THE TRAINING TECHNOLOGIZATION IMPACT UPON EMOTIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

Davletkalieva E.S. 1 Muldasheva B.K. 2 Mukanova G.U. 1
1 Part of the join stock company «National Training center «Orleu» Aktobe Institute for the development of leadership and research pedagogical studies
2 Chromtau Mining and Technical College
This article provides the assessment of the impact of training and educational process technologization upon emotional development of students. With the use of the trial-experimental model of the internal assessment of the training technologization impact upon the quality of education in general secondary school, data about the dynamics of emotional state of students have been collected and analyzed. The method of anxiety identification has been used as the research tool of emotional development. This method allows to identify the level of occurrence of five types of anxiety among students. As a result of the conducted study it has been found out that technologization of the training and educational process has positive influence upon emotional development of students. Emotional state of school students improves substantially due to training technologization: the increased percentage of children, the anxiety in which does not exceed the normal level, and the significant positive dynamics of the quality of education in general are ensured. The «Card of affective development of students» has been developed.
technologization of the training process
emotional development
anxiety among students
assessment of emotional development
quality of education

Эмоциональное развитие – важный компонент педагогического процесса, влияющий на качество образования учащихся. На протяжении ряда лет нами была проведена опытно-экспериментальная работа по оценке эмоционального развития учащихся в школах, применяющих различные технологии обучения.

Цель исследования ‒ влияние технологизации учебно-воспитательного процесса на эмоциональное развитие учащихся.

Материалы и методы исследования

Теоретические: анализ педагогической, психологической и методической литературы; нормативно-законодательных документов; анализ публикаций по материалам исследований зарубежного и отечественного опыта; анализ документов и статистических данных (изучение школьной документации – учебных планов, программ, продуктов деятельности учащихся).

Эмпирические: прямое и косвенное наблюдение (за учащимися и учителями); диагностический опрос (анкетирование учителей, учащихся, интервьюирование, беседы с учащимися, учителями, руководителями школ, родителями; тестирование); педагогический эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение

Современные международные эксперты в области качества образования необходимость включения показателей развития умений, навыков некогнитивного характера обосновывают данными о зависимости от них жизненного успеха выпускников школы [4, с. 43]. Но традиция измерения и оценки развития умений, навыков некогнитивного характера в педагогической науке гораздо менее развита, чем традиция измерения и оценки достижений учащихся когнитивного характера. Это обусловило трудности в подборе методик для одного из компонентов нашей модели, созданной нами, для внутренней оценки влияния технологизации обучения на качество образования в общеобразовательной школе.

В отечественных психолого-педагогических исследованиях, к сожалению, до настоящего времени нет надежных методик данного типа. Имеются лишь ссылки на зарубежный опыт изучения эмоциональной составляющей учебной деятельности на основе таксономии целей обучения в аффективной области Д. Кротвеля [2, с. 54].

Однако имеется широко апробированная система изучения тревожности [5], которая является не прямым, но существенным показателем эмоциональной компетентности учащегося, показателем умения управлять своим эмоциональным состоянием: чем ниже уровень тревожности, тем выше развита у ученика компетенция эмоционального самоуправления [3].

В данном исследовании мы использовали методику выявления уровня тревожности российских практических психологов В.А. Богдановой, С.Н. Мотовиловой [1]. Данная методика позволяет выявить степень распространенности среди учащихся пяти типов тревожности (табл. 1).

Таблица 1

Уровни тревожности (по В.А. Богдановой, С.Н. Мотовиловой)

Уровень тревожности

Показатель уровня (% от общего количества баллов)

1. Нормальный уровень

35–62

2. Несколько повышенный уровень

63–76

3. Высокий уровень

77–90

4. Очень высокий уровень

91–100

5. Уровень чрезмерного спокойствия

Менее 35

Оценка уровня тревожности учащихся проведена методом анкетирования.

Анкетирование проводили с целью выявления уровня тревожности у школьников. Согласно инструкции исследователи зачитывали ученикам, ситуации с которыми они часто встречаются в жизни. Некоторые из них могли быть для них неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Напротив номеров ситуаций ученики ставили баллы, которые характерны для каждого из них:

0 – если ситуация совершенно не беспокоит вас;

1 – если она немного беспокоит, волнует вас;

2 – если ситуация достаточно беспокоит вас;

3 – если она очень сильно беспокоит, волнует вас;

4 – если ситуация вас крайне волнует, если вы не можете её перенести и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх.

Данная методика включает ситуации трёх типов:

1. Ситуации, связанные со школой, обучением и учителями (школьная тревожность).

2. Ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная тревожность).

3. Ситуации общения (межличностная тревожность).

По этой методике выявили общую тревожность (школьная + самооценочная + межличностная), что дало представление в общем виде о тревожности того или иного ученика.

Так, в экспериментальном классе Кенкиякской школы диагностика дала следующие данные (табл. 2).

В других базовых школах на начальном этапе мы получили аналогичные данные (табл. 3).

Табл. 3 показывает, что во всех школах больше всего учащихся, имеющих повышенный уровень тревожности. Имеются также учащиеся с высокой и очень высокой тревожностью. Полученные данные частично подтверждаются также данными о состоянии здоровья детей: количество детей, проявляющих очень высокий уровень тревожности, совпадает с количеством учащихся, имеющих заболевания нервной системы.

Выявилось, что в гимназиях учащиеся более тревожны, чем в традиционных общеобразовательных школах. Это связано с тем, что к гимназистам родители и учителя предъявляют повышенный уровень требований. Они чувствуют повышенные ожидания от членов семьи, ощущают себя находящимися в ситуации жесткой конкуренции в ходе любого анкетирования, опроса.

Используя опытно-экспериментальную модель внутренней оценки влияния технологизации обучения на качество образования в общеобразовательной сельской школе, мы собрали и проанализировали данные о динамике качества образования в экспериментальных и контрольных школах по завершении эксперимента.

Таблица 2

Уровень тревожности учащихся экспериментального класса Кенкиякской школы на начальном этапе

Уровень тревожности

Нормальный уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

Очень высокий уровень

Уровень чрезмерного спокойствия

Коды учащихся

35–62

63–76

77–90

91–100

Менее 35

1 – Е – m

32,5

2 – ЖС – m

66,6

3 – Вл – m

65,8

4 – СК – m

31,7

5 – А – m

33,3

6 – Г – f

43,3

7 – АБ – f

63,3

8 – Н – f

93,3

9 – В – f

73,3

10 – П – f

53,3

11 – МП – f

64,2

12 – АИ – f

72,5

13 – МИ – f

69,1

14 – Л – f

75,8

15 – ЖК – f

67,5

16 – Д – m

79,2

17 – СС -m

31,7

Всего учеников по уровням

2

9

1

1

4

Таблица 3

Тревожность учащихся базовых школ на входном этапе опытно-экспериментальной работы (% учащихся, проявляющих тревожность по уровням)

Нормальный

Повышенный

Высокий

Очень высокий

Низкий

Экспериментальные школы

КкСШ

11,8

52,9

5,9

5,9

23,5

ШГ

9,6

67,5

15,7

4,7

2,5

ШСШ

14

58

8

4

16

СШ № 60

16,3

57,2

14,3

2

10,2

АСШ р.

8,3

58,3

13,9

2,8

16,7

В ср. по Э/шк.

11,2

63

13,8

4

8

Контрольные школы

КСШ

16,9

66,1

11,9

1,7

3,4

КГ

11

70

13,5

4

1,5

СШ № 4

24

48

12

4

12

СШ № 1

20,8

56,3

10,5

2

10,4

АСШ к.

22,3

44,4

11,1

2,8

19,4

В ср. по К/шк.

15,5

59,6

12,9

3,3

8,7

Эмоциональное состояние учащихся в результате технологизации обучения значительно улучшилось. Так, например, в экспериментальном классе Кенкиякской средней школы большинство учеников стали показывать уровень нормы (табл. 4).

В целом по школам тенденция влияния технологизации обучения на эмоциональное развитие учащихся представлена в табл. 5.

Данные свидетельствуют о том, что во всех экспериментальных школах ситуация значительно улучшилась: повысился процент детей, тревожность которых не превышает нормы. В контрольных классах ситуация остается на первоначальном уровне. Имеются лишь незначительные позитивные изменения.

Таблица 4

Уровень тревожности учащихся экспериментального класса Кенкиякской школы на заключительном этапе

Уровень тревожности

Нормальный уровень

Повышенный уровень

Низкий (уровень чрезмерного спокойствия)

Кол-во баллов

Процент от возможного максимума (35–62)

Кол-во баллов

Процент от возможного максимума (63–76)

Кол-во баллов

Процент от возможного максимума (менее 35)

Коды учащихся

1 – Е – m

48

38,3

2 – ЖС-m

72

60

3 – Вл – m

74

61,7

4 – СК – m

50

41,7

5 – А – m

41

34,2

6 – Г – f

59

49,2

7 – АБ – f

56

46,7

8 – Н – f

86

71,7

9 – В – f

62

51,7

10 – П – f

65

54,2

11 – МП- f

61

50,8

12 – АИ- f

70

58,3

13 – МИ- f

77

64,2

14 – Л – f

53

44,1

15 – ЖК- f

59

49,2

16 – Д – m

84

70

17 – СС – m

40

33,3

Всего учеников по уровням

12

3

2

Таблица 5

Динамика тревожности учащихся экспериментальных и контрольных школ в период от входной до выходной диагностики

Нормальный

Повышенный

Высокий

Очень высокий

Низкий

Входная диагностика

Выходная диагностика

Входная диагностика

Выходная диагностика

Входная диагностика

Выходная диагностика

Входная диагностика

Выходная диагностика

Входная диагностика

Выходная диагностика

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

Экспериментальные школы

КкСШ

11,8

70,6

52,9

17,6

5,9

0

5,9

0

23,5

11,8

ШГ

9,6

68,7

67,5

28,3

15,7

1

4,7

1

2,5

1

ШСШ

14

64,7

58

27,5

8

0

4

1,9

16

5,9

СШ № 60

16,3

64,6

57,2

29,2

14,3

4,2

2

0

10,2

2

АСШ р.

8,3

67,6

58,3

24,3

13,9

0

2,8

0

16,7

8,1

В ср. по экспериментальным школам

11,2

67,5

63

27,4

13,8

1,1

4

0,9

8

3,1

Контрольные школы

КСШ

16,9

20,7

66,1

62,1

11,9

12,1

1,7

1,7

3,4

3,4

КГ

11

12,4

70

73,3

13,5

8,9

4

3,5

1,5

1,9

СШ № 4

24

28,6

48

55,1

12

8,2

4

2,04

12

6,06

СШ № 1

20,8

22,9

56,3

58,3

10,5

8,3

2

2,1

10,4

8,4

АСШ к.

22,3

25

44,4

41,7

11,1

16,7

2,8

2,8

19,4

13,8

В ср. по контрольным школам

15,5

18,1

59,6

64,6

12,9

9,9

3,3

2,8

8,7

4,6

Выводы

В результате проведенного исследования выяснилось, что технологизация учебно-воспитательного процесса оказывает позитивное воздействие на эмоциональное развитие учащихся.

Эмоциональное состояние учащихся школ в результате технологизации обучения значительно улучшается: повышается процент детей, тревожность которых не превышает нормы.

На основе изложенного вывода нами подготовлены следующие рекомендации.

Для достижения эффективности внутренней оценки влияния технологизации обучения на качество образования и соответствия ее требованиям международного стандарта качества необходимо ориентировать ее на критерий: эмоциональное развитие учащихся.

Показателем данного критерия влияния технологизации обучения на качество образования целесообразно считать управление учащимися своим эмоциональным состоянием.

Педагогам, включившимся в процесс технологизации обучения, участвовать в системной внутренней оценке влияния технологизации обучения на качество образования, используя такую методику, как «Карта аффективного развития учащихся».