Развитие современного общества, вступление России в Болонский процесс обусловило изменяющиеся требования к подготовке кадров, в том числе в области юриспруденции. Согласимся с мнением о том, что «…качество подготовки юридических кадров – это, в конечном счете, проблема конституционной безопасности; причем она (безопасность) в одинаковой степени касается как общества и государства, так и каждой конкретной личности» [2, с. 7].
Каждое общество вырабатывает свой способ формирования правового профессионального сознания юристов; юридическое образование в России основано на континентальной традиции, которой присущ академический фундаментализм [9, с. 32].
По мнению Н.С. Бондаря, «… большая часть юридических кадров, прошедших подготовку по соответствующей двухуровневой системе, окажется за бортом традиционного для России элитного, фундаментального характера юридического образования» [2, с. 8].
Несмотря на то, что автор статьи разделяет точку зрения Н.С.Бондаря о том, что «бакалавриат-магистратура» – путь к снижению уровня национального юридического образования [3, с. 33], тем не менее, Болонский процесс – наша действительность, которую нужно реализовывать с учетом национальных традиций.
ФГОС третьего поколения в соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы преимущественно не на сообщение обучающемуся комплекса теоретических знаний, но на выработку у студентов компетенций – динамического набора знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и профессионально успешно реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.
Оптимальный путь при реализации ФГОС заключается, по мнению автора, в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественной высшей школы, в том числе при реализации ГОС ВПО 1-го и 2-го поколений, и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт [4, с. 26; 5, с. 35; 6, с. 42; 7, с. 29].
Среди главных требований современности в юридическом образовании – развития специалиста творческого, инициативного, который имеет организаторские навыки и умения внедрения в практику новых достижений научной мысли. Непременным условием выполнения этого требования является широкое привлечение студентов высших учебных заведений к научно-исследовательской работе, непосредственное включение их в сферу научной жизни. Безусловно, научно-исследовательская деятельность студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания бакалавров и магистров.
Федеральным законодательством, федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров и бакалавров юриспруденции, степень «бакалавр» определена в качестве первого уровня высшего профобразования, дающего право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профобразования – программе магистратуры.
Выявлены определенные различия между федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров и бакалавров юриспруденции [1, с. 33]: по видам профессиональной деятельности (магистр готовится к правотворческой деятельности, а бакалавр – к нормотворческой деятельности); по компетенции (выпускник магистратуры в контексте правотворческой деятельности должен уметь готовить нормативные правовые акты, а бакалавр в сфере нормотворческой деятельности – быть готовым к участию в их подготовке); по срокам освоения программ (нормативный срок освоения образовательной программы бакалавриата для очной формы обучения, включая последипломный отпуск, составляет 4 года, а для освоения магистерской программы – 2 года); выявлены отличия в сфере обеспечения исполнения программ высшего образования.
На одном из отличий остановимся подробнее: на научно-исследовательской деятельности студентов. Требования ФГОС ВО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, квалификация «магистр» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763) указывают на то, что в область профессиональной деятельности магистров включены (4.1.) не только разработка и реализация правовых норм, обеспечение законности и правопорядка, образование и воспитание, но и проведение научных исследований.
Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к такому виду профессиональной деятельности, как научно-исследовательская (4.3. е) и в соответствии с профильной направленностью магистерской программы в рамках научно-исследовательского вида профессиональной деятельности должен проводить научные исследования по правовым проблемам; участвовать в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (4.4. е). Выпускник в научно-исследовательской деятельности должен обладать общекультурными компетенциями (ОК): способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) (5.1).
В Приказе Минобрнауки РФ от 04.05.2010 N 464 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)», бакалавр не готовится к научно-исследовательсткой деятельности, только к таким видам профессиональной деятельности, как нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений) (4.3).
С точки зрения автора, экспертно-консультационная и педагогическая деятельность бакалавра невозможна без основ научно-исследовательской деятельности.
Даже проведя анализ соответствующего ФГОС, мы видим, что бакалавр должен обладать такими компетенциями (5.1), как способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способность толковать различные правовые акты (ПК-15) и давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
Возможно, разработанные совместно с работодателями профессиональные стандарты по профилям юридической деятельности решили бы проблему уровня и объема необходимой научно-исследовательской деятельности студентов бакалавриата, вызванную незавершенностью исследуемых общих стандартов в юриспруденции. Однако несмотря на многолетние обращения к обозначенной проблеме, таковые отсутствуют.
По нашему мнению, существо проблемы изложено в Определении Верховного Суда РФ от 23 мая 2012 г. N 53-АПГ12-3, но только относительно уровня образования лиц, претендующих на судейские должности.
Сравнив стандарты высшего образования по направлению подготовки магистров и бакалавров юриспруденции, Верховный Суд РФ указал, что область профессиональной деятельности магистров предусматривает не только разработку и реализацию правовых норм, обеспечение законности и правопорядка, правовое воспитание, но и проведение научных исследований (п. 4.1 стандартов). В отличие от бакалавра магистр готовится к таким видам профессиональной деятельности, как организационно-управленческая, научно-исследовательская (п. 4.3 стандартов), должен решать более широкий круг профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, в том числе оказание юридической помощи, осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов, что не предусмотрено для бакалавра (п. 4.4 стандартов). В период получения высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавра юриспруденции не предъявляется такое требование к результатам освоения основных образовательных программ, как способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (п. 5.2 стандартов). Указано, что судьи, реализующие публично-правовые цели правосудия, обязаны владеть основами толкования законодательства и умением правильно применять закон, т.е. правовой статус судьи предопределяет высокий уровень юридических познаний, который может быть получен в результате углубленного и более продолжительного по времени изучения как правовых дисциплин, так и основных образовательных программ по квалификации (степени) «специалист» или «магистр».
По мнению автора, реализуя принципы преемственности и системности образования, вузам при реализации ФГОС ВО, для удовлетворения новых требований к выпускникам, целесообразно проводить работу по привлечению к научной и исследовательской деятельности своих студентов [8, с. 33].
Работа по привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности – одна из приоритетных и успешно выполняемых в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Сегодня ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» это: 17000 студентов, 16 институтов, 31 кафедра, академики и члены-корреспонденты РАН, более 100 докторов и 300 кандидатов наук, 14 заслуженных деятелей науки РФ, 15 заслуженных юристов РФ, 13 почетных работников высшего профессионального образования РФ, 12 академиков других академий, 150000 выпускников.
Высокое качество образования, признаваемое научным сообществом, результаты фундаментальных и прикладных исследований, высокий отечественный и международный рейтинг Университета – основные направления вузовской политики в условиях реализации принципов Болонской декларации.
Говоря о повышении мотивации молодежи к научному творчеству, можно выделить несколько направлений. Во-первых, это работа со студентами бакалавриата, будущими потенциальными студентами магистратуры и аспирантами, вовлечение их в научную деятельность посредством участия в научно-практических молодежных мероприятиях, включая студенческое самоуправление и студенческие общественные объединения. Примером могут быть действующие в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Ассоциация студентов Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и студенческие советы Институтов; студенческое научное общество, Центр студенческой правовой помощи «ProBono», кафедральные научные кружки. В институтах проводятся ежегодные научные студенческие конференции различного уровня. Студенты участвуют в таких конкурсах, как КВН, «Что? Где? Когда?», «Лучшая учебная группа», «Фемида МГЮА» и многих других. Отметим, что приоритетной мотивацией научно-исследовательской работы студентов может быть не только материальное, но и нематериальное поощрение (участие в российских и зарубежных конференциях и стажировках и т. д.).
Во-вторых, развитие и укрепление системы наставничества, основанной на тесном взаимодействии студентов и аспирантов с опытными учеными. Преемственность поколений необходима для стимулирования научного мышления молодежи, а также формирования положительного научно-познавательного климата в коллективе. В качестве примера можно привести практику научных школ. В Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) создано около 20 научных школ. Так, научный коллектив кафедры конституционного и муниципального права признан научной школой Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) «Школа Российского конституционализма». В рамках преподавательской, учебно-методической, научно-исследовательской работы кафедры используются труды основоположников научной школы, проводятся научно-практические мероприятия с привлечением студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантов по популяризации научного наследия и его развития под влиянием изменяющейся правовой действительности. В процессе обучения студенты изучают труды основоположников научных школ по соответствующим темам, в рамках научного наследия последователи проводят различного рода научно-исследовательские и научно-практические мероприятия, направленные на развитие идей основоположников и преломление их научно-теоретических разработок в современную правовую действительность.
Одной из форм реализации преемственности поколений, стимулирующей научное мышление студентов можно привести практику, когда студенты совместно со своими наставниками работают над курсовыми, дипломными работами, готовят обзорные статьи по актуальным отраслевым тематикам.
Студенты в курсовых работах по общетеоретическим и специальным юридическим дисциплинам используют элементы научных исследований в форме научного поиска, готовят обзор литературы и разрабатывают предложения, которые содержат элементы новизны по теме работы, обобщающие передовой практический опыт, применяют общеправовые и специально-отраслевые методы, компьютерную и организационную технику, информационные технологии. Проблемы научного поиска, отраженные в курсовых работах студентов, должны найти свое продолжение в выпускной квалификационной работе студента магистратуры, а также быть частью научной тематики соответствующей кафедры. Сегодня вузы вправе выбрать, в каком виде проводить государственную аттестацию своих выпускников – путем проведения комплексного междисциплинарного экзамена или посредством публичной защиты выпускной квалификационной работы (диплома). Общеизвестно, что в дипломной работе должны иметь место элементы исследовательского поиска, характеризующие способность и подготовленность студента теоретически осмыслить актуальность выбранной темы, ее научно-прикладную ценность, возможность проведения самостоятельного научного исследования и применения полученных результатов в своей дальнейшей практической деятельности.
В-третьих, привлечение студентов к решению актуальных научных задач, тем самым повышается значимость выполняемой ими работы. Выполнение этого направления возможно организационно-финансовыми методами: с привлечением заинтересованных субъектов (потенциальных работодателей), участие в конкурсах (реализация которых финансируется за счет бюджетных и привлеченных средств) и грантах. Например, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) является победителем конкурса программ развития деятельности студенческих объединений образовательных учреждений высшего профессионального образования на 2014 год. Конкурсный отбор программ развития деятельности студенческих объединений образовательных учреждений высшего профессионального образования проводился с целью развития системы студенческого самоуправления и повышения роли студенчества в обеспечении модернизации высшего профессионального образования Министерством образования и науки России. Вузам – победителям Конкурса предусматривается финансирование из федерального бюджета на 2014 год в форме субсидий из федерального бюджета. Учащиеся Университета успешно участвуют в конкурсах на получение стипендий и грантов правительств иностранных государств, на прохождение обучения и стажировок за рубежом.
В сложившейся к настоящему времени ситуации, когда существует большая и развитая сеть различных программ поддержки научной молодежи, на первый план выходит проблема информированности студентов и ученых о грантах конкретно в их области исследования. Решение этой проблемы представляется наиболее целесообразным посредством организации специализированных интернет-порталов, собирающих и классифицирующих соответствующие премии, конкурсы, гранты и т.д. По нашему мнению, целесообразно создание на сайте ВУЗа обновляемого каталога международных конкурсов, грантов и стипендий.