В настоящее время требования к качеству знаний молодых врачей заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет инновационной организации учебного процесса. Это возможно благодаря внедрению балльно-рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной внеаудиторной работы интернов. В отличие от традиционной, рейтинговая оценка позволяет выявить незначительные изменения в усвоении учебного материала и практических умений врачами-интернами, она ориентирована на стимулирование их практической деятельности в течение всей интернатуры. Целью данной работы является анализ литературы о применении балльно-рейтинговой технологии в процессе обучения и разработка рейтингового оценивания достижений интернов в системе подготовки кадров высшей квалификации, выявление плюсов и минусов ее использования. Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Изучить особенности использования балльно-рейтинговой технологии оценки достижений интернов в системе подготовки кадров высшей квалификации.
2. Разработать проект балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений интернов на кафедре стоматологии общей практики.
Методы исследования: изучение литературы по проблеме, изучение зачетной документации, опрос преподавателей и интернов, наблюдение, эксперимент.
Несомненно, существуют положительные стороны традиционной (пятибалльной) системы оценивания. На начальных этапах профессионального образования пятибалльная система оценивания однозначно имеет право на существование, так как способствует снятию стрессовой ситуации на пути перехода к вузовскому образованию, мотивирует студентов 1–2 курсов к учебной и профессиональной деятельности. На этапе послевузовского профессионального образования встает вопрос о поиске принципиально иного подхода к оцениванию достижений интернов, который способствовал бы индивидуализации учебного процесса в интернатуре, повышению учебной мотивации и самостоятельности в обучении [1, 2, 8].
Введение балльно-рейтинговой технологии оценки достижений интернов создает неоспоримые положительные тенденции, способствующие безболезненному переходу к профессиональной деятельности: во-первых, повышается объективность оценки достижений интернов в учебе. Во-вторых, балльно-рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы. В-третьих, снимается проблема «сессионного стресса», так как, если по завершении дисциплины интерн получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи зачета. Качество подготовки к учебным занятиям обязательно повысится при введении балльно-рейтинговой технологии оценивания, что немаловажно для занятия в будущем достойного места на рынке труда.
Рейтинговая система оценки текущей успеваемости интернов по дисциплине «Стоматология общей практики» находится в стадии разработки и внедрения для повышения качества образования.
Балльно-рейтинговая технология оценивания результатов достижений обучающихся по дисциплине основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (практических, семинарских, рефератов, презентаций, самостоятельной работы, тестов, научной деятельности и др.) или регулярно проводимых зачетных занятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок слушателя по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в конференциях, конкурсах, выступления на научных обществах и т.д. [8, 10].
Основные преимущества балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений интернов представлены в табл. 1.
Основными принципами балльно-рейтинговой технологии являются:
1) оценка не зависит от характера межличностных отношений преподавателя и интерна;
2) критерии оценивания обговариваются заранее;
3) интерн самостоятельно выбирает стратегию деятельности;
4) стимулируется прогресс познания [4].
Важно, чтобы преподаватель, использующий балльно-рейтинговую технологию оценки, фиксировал все, что делают интерны, чтобы избежать недоразумений [9]. Объявление рейтингов интернов может быть открытым (например, таблица на кафедральном стенде) или закрытым. Во втором случае публично объявляются только максимальный и минимальный рейтинги без имен их обладателей, чтобы каждый интерн мог сориентироваться и представить себе свое собственное положение, после чего принять какие-то решения. Пересчет рейтингов следует производить достаточно часто – лучше всего к концу недели цикла. Это позволит интерну лучше управлять своим обучением и в целом работать продуктивнее [7, 10].
Таблица 1
Преимущества балльно-рейтинговой системы оценивания
«+» для интернов |
«+» для преподавателей |
● возможность распоряжаться своим временем самому |
● рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы интернов |
● проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений |
● стимулирование эффективного обучения интернов |
● возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения |
● возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса |
● сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других слушателей |
● объективная оценка выполнения каждым слушателем каждого учебного задания |
● наличие соответствующих прав (освобождение от зачета, экзамена и т.д.) |
● возможность точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине |
Рейтинговая оценка интернов вычисляется после каждого очередного контрольного мероприятия. Необходимое число контрольных мероприятий определяется кафедрой и преподавателем, ведущим дисциплину [4, 5].
Фиксация каждого действия интерна может показаться преподавателю слишком трудоемкой и утомительной. Описанная выше балльно-рейтинговая технология оценивания подходит не к каждому типу темперамента или характера преподавателя. Кроме того, необходимо для фиксирования достижений интернов иметь необходимое количество бланков, таблиц и заполнять их регулярно (желательно в конце рабочего дня). Базовым документом, определяющим работу преподавателя и интернов, является рейтинг-план по дисциплине. В нем определяется соотношение видов учебной и практической деятельности интерна, учитываемых в рейтинговой оценке по данной дисциплине, шкалы текущих оценок и календарный план контрольных мероприятий по дисциплине [2, 5].
Форма контроля учебной деятельности интернов определяется преподавателем в зависимости от вида занятий, предусмотренных рабочим учебным планом [3, 5]:
● для практических (семинарских) занятий – оценка выступления, решения задач, выполнения контрольных работ (в том числе тестирование) и др.;
● для лекций – тестовая оценка знаний интернов (бланковое тестирование на лекционном занятии или компьютерное тестирование в установленное преподавателем время), коллоквиум, экспресс-опрос.
Итоговая рейтинговая оценка в конце семестра служит основанием для аттестации или неаттестации интерна по данной дисциплине [10].
Основными целями введения балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений интернов являются:
1. Стимулирование повседневной деятельности интернов.
2. Существенное расширение, углубление и повышение эффективности регулярной самостоятельной учебной работы интернов.
3. Снижение роли случайных факторов при сдаче экзаменов или зачетов.
4. Повышение состязательности в учебе путем определения реального места, которое занимает интерн среди своих коллег в соответствии со своими успехами.
5. Получение более точной и объективной оценки уровня знаний и уровня профессиональной подготовки интернов.
6. Исключение возможности протежирования не очень способных и не очень прилежных интернов.
Балльно-рейтинговая технология оценки текущей успеваемости интернов включает в себя две подсистемы [7, 10, 9]:
1) модульное построение учебного процесса по дисциплине;
2) рейтинговую систему оценки успеваемости студентов.
Максимальный результат, который может быть достигнут интерном по дисциплине, 100 баллов – это полное усвоение знаний по дисциплине, соответствующее требованиям учебной программы, если интерн получает рейтинговую оценку ниже 100 баллов, то это означает, что какая-то доля от общего необходимого объема знаний интерном не усвоена.
Для допуска к экзамену, которым заканчивается изучение дисциплины «Стоматология общей практики», интерн должен набрать в ходе текущего контроля не менее 70 баллов. Если сумма баллов текущего контроля меньше 70, то интерн не допускается к квалификационному экзамену.
Дисциплина «Стоматология общей практики» делится на четыре модуля – модуль по терапевтической стоматологии, модуль по хирургической стоматологии, модуль по ортопедической стоматологии и модуль по стоматологии детского возраста. Сто баллов разделены между модулями по 25 баллов. Каждый включает 10 семинарских занятий. На каждое занятие приходится по 2,5 балла (25 баллов / 10 занятий = 2,5 балла).
Методика введения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений интернов на кафедре стоматологии общей практики
1. Балльно-рейтинговая технология включает все виды учебной нагрузки (занятости) интерна:
– теоретический материал – посещение лекций;
– практические навыки – отработанные на фантомах и в стоматологической клинике в качестве помощников врача, семинарские занятия;
– выполнение самостоятельных работ (рефераты, творческие задания, расчетно-графические работы, презентации) и их защита.
2. Балльно-рейтинговая технология оценивания должна быть четко расписана по каждой дисциплине и доведена до сведения каждого интерна в начале практических занятий как составляющая программы изучения дисциплины, которая входит в учебно-методический комплекс (УМК).
3. При изучении одного дисциплинарного модуля интерн может получить не более 25 баллов.
4. В рейтинг идут баллы, полученные с первого раза и в установленный срок. Занятия, пропущенные по уважительной причине, отрабатываются по инициативе интерна. Баллы, полученные на отработке, идут в рейтинг.
Таблица 2
Критерии оценки достижений интернов
Семинарские и практические занятия |
||
1. |
Посещение лекций по данной теме |
0–0,1 балл |
2. |
Внешний вид |
0–0,1 балл |
3. |
Освоение нового материала |
0–0,1–0,2 балл |
4. |
Тестовый контроль исходного уровня знаний |
0–0,1–0,2 балл |
5. |
Тестовый контроль исходного уровня знаний |
0–0,1–0,2 балл |
6. |
Решение ситуационных задач |
0–0,1–0,2 балл |
Максимальное количество баллов, полученное на одном семинарском занятии – 1,0 балл |
||
Практическая деятельность интерна |
||
1. |
Отработка практических навыков на фантоме |
0 до 0,5 балла |
2. |
Работа с пациентами (в качестве помощника врача) |
0 до 0,3 балла |
3. |
Владение профессиональной терминологией |
0–0,1–0,2 балл |
4. |
Соблюдение этики и деонтологии |
0–0,1–0,2 балл |
5. |
Самостоятельная деятельность интерна (презентации, рефераты, сообщения и т.д.) |
0–0,1–0,2 балл |
Штрафные баллы |
||
1. |
Прогул без уважительной причины (баллы возвращаются при отработке пропущенного материала) |
минус 0,1 балл |
2. |
Некорректное поведение с пациентами, коллегами, преподавателями |
минус 0,1 балл |
3. |
Опоздание более чем на 15 минут без уважительной причины |
минус 0,1 балл |
5. По решению кафедры интерны, имеющие высокий рейтинг по дисциплине (от 90 %), могут быть (с их согласия) освобождены от сдачи зачета. Для получения оценки «отлично» требуется сдача экзамена.
6. Соответствие рейтинга оценки знаний студента по любой дисциплине учебного плана числовым эквивалентам приведено в табл. 2.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: реформирование традиционной системы оценивания необходимо. Балльно-рейтинговая технология оценивания должна сформировать у молодых врачей активную способность к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.