Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1
1059 KB

Введение. Развитие экономики страны, ее национальная безопасность, уровень жизни населения зависят во многом от состояния агропромышленного комплекса. При этом сельское хозяйство в нашей стране имеет важное межгосударственное значение. Сельское хозяйство является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы услуг. Поэтому обеспечение конкурентоспособности отечественного АПК следует рассматривать как фактор и необходимое условие национального благополучия.

Основная часть. С целью совершенствования стратегического управления агропромышленным комплексом в магистерской диссертации предлагается проанализировать объем инвестиций для развития данной отрасли.

В феврале 2013 года была принята программа «Агробизнес-2020». До 2020 года планируется направить более 3 трлн.тенге для реализации намеченных целей. Порядка 70 % от этой суммы предполагается направить на мероприятия по повышению экономической доступности казахстанских товаров, работ и услуг, 14 % – на развитие государственного обеспечения агропромышленного комплекса, 10 % – на финансовое оздоровление предприятий и хозяйствующих субъектов отрасли.

Программой запланировано увеличение объема государственной поддержки сельского хозяйства в 4,5 раза к 2020 г за счет субсидирования субъектов АПК [1].

Планируется увеличить физические объемы производства сельскохозяйственной продукции в 1,5 раза, а также повысить производительность труда в расчете на одного занятого в отрасли в 3 раза. Предлагается поднять экспортную выручку от реализации продукции АПК на 20% и обеспечить продовольственную независимость республики по основным продуктам питания на уровне 80% за счет внутреннего рынка.

Всего на развитие аграрного производства на 2011-2015 гг. должно быть заложено инвестиций 904 млрд. тенге, в том числе на приобретение сельхозтехники – 744 млрд. тенге (82,3 %), строительство животноводческих объектов 150 млрд. тенге (16,7 %) (табл. 1).

Таблица 1

Прогноз объема инвестиций с учетом стратегического развития АПК на 2013-2017 гг.

Основные средства

Цена единицы техники и оборудования, млн. тенге

Количество техники, оборудования, производственных построек, ед.

Объем инвестиций, млн. тенге

Всего

в том числе

Собственные

средства

Лизинг

Сельхозтехника

трактора

5,9

435000

206500

101900

104600

зерновые комбайны

18,3

15000

274500

131760

142740

посевные комплексы

50,2

3000

150600

72290

78310

Жатки

0,7

1900

1330

638

692

прочая техника

111500

53520

57980

Итого

744430

360108

384322

Строительство

молочно-товарные фермы

1823

20

36460

17500

18960

откормочные площадки

1694

25

42350

19060

24190

птицефабрики

2699

10

26990

12145

14845

Создание сети и развитие действующих птицефабрик

590

10

5903

2656

3247

убойные цеха

46

45

2070

930

1140

мясокомбинаты

1018

8

8144

3664

4480

мясоперерабатывающие

комплексы

1345

8

10760

4840

5920

цехи по переработке мяса

41

60

2460

1100

1360

колбасный цех

85

45

3825

1870

1955

свинокомплексы

1350

4

5400

2430

2970

хозяйства – репродукторы

1200

4

4800

2160

2640

производство и переработка шерсти

-

-

1200

68869

696

Итого по животноводству

150362

52749

81493

Теплицы и тепличные комплексы

407

15

6110

3055

3055

Овощехранили-ща

148

10

1480

740

740

Капельное орошение

-

-

2073

870

123

Итого

9663

4665

4998

Всего

904455

433642

470813

Как показывают расчеты, для эффективного функционирования сельскохозяйственного производства необходимо приобрести 35 тыс. тракторов, 15 тыс. зерновых комбайнов, 3 тыс. посевных комплексов, 1,9 тыс. жаток. Причем в структуре объема потребности в приобретении сельхозтехники удельный вес потребности в тракторах по Акмолинской области составит 23,4 %, Костанайской – 23,3 %, Северо-Казахстанской – 20,6 % и т.п.

Наибольшая эффективность инвестиций будет достигнута в Акмолинской области: на 1 тенге инвестиций предусмотрено произвести 62,4 тенге валовой сельскохозяйственной продукции, по окупаемости – получение прибыли на 1 тенге инвестиций – 1,6 тенге в Жамбылской области (табл. 2).

Таблица 2

Эффективность инвестиций по регионам Казахстана

Области

Произведено на 1 тенге инвестиций

валовой продукции

полученной прибыли

Всего

Собственные

средства

Лизинг

Всего

Собственные

средства

Лизинг

Республика

Казахстан

7,6

15.7

15,0

0,6

1,3

1,2

Акмолинская

62,4

128,1

122

0,3

0,6

0,6

Актюбинская

8,3

17,0

16,3

0,3

0,6

0,6

Алматинская

31,5

65,5

60,5

3,3

6,8

6,2

Западно-

Казахстанская

6,0

12,4

11,6

0,1

0,3

0,3

Жамбылская

16,1

33,5

31

1,6

3,4

3,2

Карагандинская

8,6

17,8

16,9

0,3

0,7

0.6

Костанайская

4,2

8,6

8,2

0,3

0,6

0,5

Кызылордин-ская

25,2

53,3

48,7

1,4

2,9

2,7

Южно-Казахстанская

31,6

66,8

58,7

2,3

4,7

4,2

Павлодарская

8,5

17,4

16,6

0,6

1,2

1,1

Северо-Казахстанская

4,3

8,8

8,5

0,2

0,5

0,5

Восточно-

Казахстанская

18,4

37,7

35,8

1,3

2,7

2,5

Всего по прогнозным расчетам объем инвестиций в растениеводство составит 684 млрд. тенге, (75,6 %) от общего объема и животноводства – 220 млрд. тенге (24,4 %).

В целом же по всем хозяйствующим субъектам Казахстана удельный вес собственных средств в общем объеме инвестиций в сельское хозяйство составит 48,6 %о, удельный вес собственных средств в приобретении сельхозтехники – 49 %.

Инвестиции в основной капитал позволяют внедрить инновационный механизм направленный на повышение эффективности аграрного производства [2].

Основные направления инвестиционной деятельности должны быть сконцентрированы в области:

• сельскохозяйственного машиностроения (увеличить выпуск сельхозтехники, организовать сборочное производство тракторов и производство навесного оборудования);

• создании региональных сетей торговосервисных центров по реализации и обслуживанию сельскохозяйственной техники в крупных областях страны;

• реализации не менее 20 крупных проектов в агропромышленном комплексе, (животноводческие комплексы, птицефабрики, теплицы, молочнотоварные фермы, мясокомбинаты, завод по производству хлебобулочных изделий, сортового семенного материала хлопчатника);

• создание условий для привлечения крупномасштабных инвестиций в аграрный сектор и продолжение взаимодействия государства с финансовыми институтами.

Наряду с этим, необходимо развитие смежных отраслей экономики, включая производство минеральных удобрений, химических средств защиты растений, ветеринарных препаратов, диагностикумов, сельскохозяйственной техники, оказание им и отечественным предприятиям-производителям сельхозтехники и оборудования государственной поддержки, субсидирования ставки вознаграждения по лизингу сельхозтехники и оборудования сельхозтоваропроизводителям [3].

Расчет потребности в инвестициях должен быть взаимоувязан со схемой развития и размещения производительных сил страны на долгосрочную перспективу с целью реализации структурно-инвестиционной политики, направленной на модернизацию аграрной экономики.

В этой связи необходимо проводить исследования по формированию оптимальных макроэкономических, межотраслевых и межрегиональных пропорций.

В основе базовой модели инновационного развития аграрной сферы должно быть положено соотношение между внутренними (наращивание) и внешними (трансферт) источниками инвестиций.

Стратегия наращивания инноваций характерна для стран-лидеров (США, Германия, Англия, Япония), которые совершенствуют собственные технологии, базирующиеся на собственных фундаментальных и прикладных исследованиях.

Стратегия трансферта технологий реализуется также в странах, не имеющих собственных фундаментальных и прикладных разработок и ограниченных в ресурсах на эти цели [4].

Государственную поддержку сельских товаропроизводителей за счет централизованных инвестиций следует осуществлять с учетом перехода от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию на возвратной и платной основе.

При этом выделенные средства должны возвращаться государству в ценах того года, по которому производится их возврат. Они должны направляться на: реализацию программ по подготовке кадров, выполнение крупных природоохранных мероприятий, развитие ветеринарной службы и службы химзащиты и других бюджетных организаций.

Учитывая, что основным источником инновационного развития сельского хозяйства является прибыль, необходимо увеличить существующий объем государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в виде субсидий до 10 %, что позволит повысить эффективность производства и поставить в равные условия хозяйствования участников Таможенного союза Беларусь, Казахстан, Россия.

При определении амортизационного фонда, как источника инвестирования с учетом зарубежного опыта необходимо производить начисление амортизации объектов основных средств по следующим методам в зависимости от специфики сельскохозяйственного производства: способом уменьшающего остатка (по остаточной стоимости), по сумме лет использования и ускоренной амортизации [5].

В сложившихся условиях приоритетами в инновационной сфере выступают различные формы и методы привлечения инвестиций в отрасль, в комплексе позволяющие улучшить инвестклимат; финансовые (прямое финансирование, кредитование инвестпроектов, гарантии по инвесткредитам, субсидирование процентной ставки по банковским инвесткредитам), налоговые (снижение налоговой нагрузки, инвестиционные налоговые льготы), организационно-правовые (правовые основы инвестдеятельности, создание лизинговых фондов, обществ взаимного страхования, институтов развития).