Введение. Развитие экономики страны, ее национальная безопасность, уровень жизни населения зависят во многом от состояния агропромышленного комплекса. При этом сельское хозяйство в нашей стране имеет важное межгосударственное значение. Сельское хозяйство является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы услуг. Поэтому обеспечение конкурентоспособности отечественного АПК следует рассматривать как фактор и необходимое условие национального благополучия.
Основная часть. С целью совершенствования стратегического управления агропромышленным комплексом в магистерской диссертации предлагается проанализировать объем инвестиций для развития данной отрасли.
В феврале 2013 года была принята программа «Агробизнес-2020». До 2020 года планируется направить более 3 трлн.тенге для реализации намеченных целей. Порядка 70 % от этой суммы предполагается направить на мероприятия по повышению экономической доступности казахстанских товаров, работ и услуг, 14 % – на развитие государственного обеспечения агропромышленного комплекса, 10 % – на финансовое оздоровление предприятий и хозяйствующих субъектов отрасли.
Программой запланировано увеличение объема государственной поддержки сельского хозяйства в 4,5 раза к 2020 г за счет субсидирования субъектов АПК [1].
Планируется увеличить физические объемы производства сельскохозяйственной продукции в 1,5 раза, а также повысить производительность труда в расчете на одного занятого в отрасли в 3 раза. Предлагается поднять экспортную выручку от реализации продукции АПК на 20% и обеспечить продовольственную независимость республики по основным продуктам питания на уровне 80% за счет внутреннего рынка.
Всего на развитие аграрного производства на 2011-2015 гг. должно быть заложено инвестиций 904 млрд. тенге, в том числе на приобретение сельхозтехники – 744 млрд. тенге (82,3 %), строительство животноводческих объектов 150 млрд. тенге (16,7 %) (табл. 1).
Таблица 1
Прогноз объема инвестиций с учетом стратегического развития АПК на 2013-2017 гг.
Основные средства |
Цена единицы техники и оборудования, млн. тенге |
Количество техники, оборудования, производственных построек, ед. |
Объем инвестиций, млн. тенге |
||
Всего |
в том числе |
||||
Собственные средства |
Лизинг |
||||
Сельхозтехника |
|||||
трактора |
5,9 |
435000 |
206500 |
101900 |
104600 |
зерновые комбайны |
18,3 |
15000 |
274500 |
131760 |
142740 |
посевные комплексы |
50,2 |
3000 |
150600 |
72290 |
78310 |
Жатки |
0,7 |
1900 |
1330 |
638 |
692 |
прочая техника |
111500 |
53520 |
57980 |
||
Итого |
744430 |
360108 |
384322 |
||
Строительство |
|||||
молочно-товарные фермы |
1823 |
20 |
36460 |
17500 |
18960 |
откормочные площадки |
1694 |
25 |
42350 |
19060 |
24190 |
птицефабрики |
2699 |
10 |
26990 |
12145 |
14845 |
Создание сети и развитие действующих птицефабрик |
590 |
10 |
5903 |
2656 |
3247 |
убойные цеха |
46 |
45 |
2070 |
930 |
1140 |
мясокомбинаты |
1018 |
8 |
8144 |
3664 |
4480 |
мясоперерабатывающие комплексы |
1345 |
8 |
10760 |
4840 |
5920 |
цехи по переработке мяса |
41 |
60 |
2460 |
1100 |
1360 |
колбасный цех |
85 |
45 |
3825 |
1870 |
1955 |
свинокомплексы |
1350 |
4 |
5400 |
2430 |
2970 |
хозяйства – репродукторы |
1200 |
4 |
4800 |
2160 |
2640 |
производство и переработка шерсти |
- |
- |
1200 |
68869 |
696 |
Итого по животноводству |
150362 |
52749 |
81493 |
||
Теплицы и тепличные комплексы |
407 |
15 |
6110 |
3055 |
3055 |
Овощехранили-ща |
148 |
10 |
1480 |
740 |
740 |
Капельное орошение |
- |
- |
2073 |
870 |
123 |
Итого |
9663 |
4665 |
4998 |
||
Всего |
904455 |
433642 |
470813 |
Как показывают расчеты, для эффективного функционирования сельскохозяйственного производства необходимо приобрести 35 тыс. тракторов, 15 тыс. зерновых комбайнов, 3 тыс. посевных комплексов, 1,9 тыс. жаток. Причем в структуре объема потребности в приобретении сельхозтехники удельный вес потребности в тракторах по Акмолинской области составит 23,4 %, Костанайской – 23,3 %, Северо-Казахстанской – 20,6 % и т.п.
Наибольшая эффективность инвестиций будет достигнута в Акмолинской области: на 1 тенге инвестиций предусмотрено произвести 62,4 тенге валовой сельскохозяйственной продукции, по окупаемости – получение прибыли на 1 тенге инвестиций – 1,6 тенге в Жамбылской области (табл. 2).
Таблица 2
Эффективность инвестиций по регионам Казахстана
Области |
Произведено на 1 тенге инвестиций |
|||||
валовой продукции |
полученной прибыли |
|||||
Всего |
Собственные средства |
Лизинг |
Всего |
Собственные средства |
Лизинг |
|
Республика Казахстан |
7,6 |
15.7 |
15,0 |
0,6 |
1,3 |
1,2 |
Акмолинская |
62,4 |
128,1 |
122 |
0,3 |
0,6 |
0,6 |
Актюбинская |
8,3 |
17,0 |
16,3 |
0,3 |
0,6 |
0,6 |
Алматинская |
31,5 |
65,5 |
60,5 |
3,3 |
6,8 |
6,2 |
Западно- Казахстанская |
6,0 |
12,4 |
11,6 |
0,1 |
0,3 |
0,3 |
Жамбылская |
16,1 |
33,5 |
31 |
1,6 |
3,4 |
3,2 |
Карагандинская |
8,6 |
17,8 |
16,9 |
0,3 |
0,7 |
0.6 |
Костанайская |
4,2 |
8,6 |
8,2 |
0,3 |
0,6 |
0,5 |
Кызылордин-ская |
25,2 |
53,3 |
48,7 |
1,4 |
2,9 |
2,7 |
Южно-Казахстанская |
31,6 |
66,8 |
58,7 |
2,3 |
4,7 |
4,2 |
Павлодарская |
8,5 |
17,4 |
16,6 |
0,6 |
1,2 |
1,1 |
Северо-Казахстанская |
4,3 |
8,8 |
8,5 |
0,2 |
0,5 |
0,5 |
Восточно- Казахстанская |
18,4 |
37,7 |
35,8 |
1,3 |
2,7 |
2,5 |
Всего по прогнозным расчетам объем инвестиций в растениеводство составит 684 млрд. тенге, (75,6 %) от общего объема и животноводства – 220 млрд. тенге (24,4 %).
В целом же по всем хозяйствующим субъектам Казахстана удельный вес собственных средств в общем объеме инвестиций в сельское хозяйство составит 48,6 %о, удельный вес собственных средств в приобретении сельхозтехники – 49 %.
Инвестиции в основной капитал позволяют внедрить инновационный механизм направленный на повышение эффективности аграрного производства [2].
Основные направления инвестиционной деятельности должны быть сконцентрированы в области:
• сельскохозяйственного машиностроения (увеличить выпуск сельхозтехники, организовать сборочное производство тракторов и производство навесного оборудования);
• создании региональных сетей торговосервисных центров по реализации и обслуживанию сельскохозяйственной техники в крупных областях страны;
• реализации не менее 20 крупных проектов в агропромышленном комплексе, (животноводческие комплексы, птицефабрики, теплицы, молочнотоварные фермы, мясокомбинаты, завод по производству хлебобулочных изделий, сортового семенного материала хлопчатника);
• создание условий для привлечения крупномасштабных инвестиций в аграрный сектор и продолжение взаимодействия государства с финансовыми институтами.
Наряду с этим, необходимо развитие смежных отраслей экономики, включая производство минеральных удобрений, химических средств защиты растений, ветеринарных препаратов, диагностикумов, сельскохозяйственной техники, оказание им и отечественным предприятиям-производителям сельхозтехники и оборудования государственной поддержки, субсидирования ставки вознаграждения по лизингу сельхозтехники и оборудования сельхозтоваропроизводителям [3].
Расчет потребности в инвестициях должен быть взаимоувязан со схемой развития и размещения производительных сил страны на долгосрочную перспективу с целью реализации структурно-инвестиционной политики, направленной на модернизацию аграрной экономики.
В этой связи необходимо проводить исследования по формированию оптимальных макроэкономических, межотраслевых и межрегиональных пропорций.
В основе базовой модели инновационного развития аграрной сферы должно быть положено соотношение между внутренними (наращивание) и внешними (трансферт) источниками инвестиций.
Стратегия наращивания инноваций характерна для стран-лидеров (США, Германия, Англия, Япония), которые совершенствуют собственные технологии, базирующиеся на собственных фундаментальных и прикладных исследованиях.
Стратегия трансферта технологий реализуется также в странах, не имеющих собственных фундаментальных и прикладных разработок и ограниченных в ресурсах на эти цели [4].
Государственную поддержку сельских товаропроизводителей за счет централизованных инвестиций следует осуществлять с учетом перехода от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию на возвратной и платной основе.
При этом выделенные средства должны возвращаться государству в ценах того года, по которому производится их возврат. Они должны направляться на: реализацию программ по подготовке кадров, выполнение крупных природоохранных мероприятий, развитие ветеринарной службы и службы химзащиты и других бюджетных организаций.
Учитывая, что основным источником инновационного развития сельского хозяйства является прибыль, необходимо увеличить существующий объем государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в виде субсидий до 10 %, что позволит повысить эффективность производства и поставить в равные условия хозяйствования участников Таможенного союза Беларусь, Казахстан, Россия.
При определении амортизационного фонда, как источника инвестирования с учетом зарубежного опыта необходимо производить начисление амортизации объектов основных средств по следующим методам в зависимости от специфики сельскохозяйственного производства: способом уменьшающего остатка (по остаточной стоимости), по сумме лет использования и ускоренной амортизации [5].
В сложившихся условиях приоритетами в инновационной сфере выступают различные формы и методы привлечения инвестиций в отрасль, в комплексе позволяющие улучшить инвестклимат; финансовые (прямое финансирование, кредитование инвестпроектов, гарантии по инвесткредитам, субсидирование процентной ставки по банковским инвесткредитам), налоговые (снижение налоговой нагрузки, инвестиционные налоговые льготы), организационно-правовые (правовые основы инвестдеятельности, создание лизинговых фондов, обществ взаимного страхования, институтов развития).