Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1
1015 KB

Усвоение грамматического материала является неотъемлемым этапом на каждом занятии по английскому языку. Необходимым условием грамотной речи на иностранном языке является полное понимание структуры языка, что очень тяжело добиться простым заучиванием грамматических правил. Решением этой проблемы может быть использование теории поэтапного формирование умственных действий, разработанной П.Я. Гальпериным и Талызиной Н.Ф., в основу которой положен принцип интериоризации, умственное – внутреннее – действие формируется как преобразование исходного практического действия, его поэтапный переход от существования в материальной форме к существованию в форме внешней речи, затем «внешней речи про себя» (внутреннее проговаривание) и, наконец, свернутого, внутреннего действия [1].

Вся деятельность не является самоцелью, а вызвана неким мотивом этой деятельности, в состав которой он входит. Когда цель задания совпадает с мотивом, действие становится деятельностью, т.е. деятельность – это процесс решения задач, вызванный желанием достичь цели, что может быть обеспечено с помощью этого процесса. Психологический закон усвоения знаний состоит в том, что они формируются в уме не до, а в процессе применения их на практики, таким образом можно довести до автоматизма употребления той или иной грамматической структуры, без заучивания грамматических правил.

Студенты лучше всего запоминают те знания, которые использовали в собственных действиях, применили к решению реальных задач. Знания, не нашедшие практического применения, обычно постепенно забываются. Усвоение знаний является не целью обучения, а средством. Знания усваиваются для того, чтобы с их помощью научится их применять, а не для того, чтобы они хранились в памяти. В нашем случае, говоря о грамматическом аспекте изучения иностранного языка, усвоив грамматический строй языка, пройдя все этапы от действий к деятельности, студенты смогут на автоматизированном уровне употреблять осознанные грамматические структуры в разговорной речи, что является непосредственно целью каждого занятия иностранного языка.

В результате работы над заданиями, представленными в виде структуры, так называемого алгоритма действия, обучающиеся не только запомнят без специального заучивания признаки времен английского языка, и логическое правило использования времен в разговорной речи, но и научатся правильно применять то и другое, т е. освоят логические приемы работы с временами. Вначале они его усваивают во внешнем виде, действие выполняется практически, руками.

Самым основным из пяти представленных этапов формирования действий является первый этап – ориентировочной основы действий. На этом этапе действие выполняется в полном составе операций, т е. является полностью развернутым. Выполняемые операции должны проговариваться, что обеспечит осознание этих операций и подготовит перевод их в речевую форму [2].

Всякое хорошо освоенное действие (двигательное, перцептивное, речевое) – это действие полностью представленное в уме. Человек, умеющий правильно действовать, способен мысленно выполнить это действие от начала и до конца. Главная закономерность процесса усвоения состоит в том, что познавательная деятельность и введенные в нее знания приобретают умственную форму, становятся обобщенными не сразу, а поочередно проходя через ряд этапов. Если построить процесс усвоения грамматических времен с учетом их последовательности, то можно существенно повысить возможность достижения цели всеми учащимися. Процесс усвоения – это процесс выполнения учащимися определенных действий, процесс решения с их помощью соответствующих задач. Следовательно, пройдя все этапы от распознавания признаков конкретного грамматического времени в предложении до самостоятельного использования времен в разговорной речи, студенты будут в состоянии полноценно усвоить программный грамматический материал.