Для решения социально значимых проблем в современном обществе в системе образования всё больше уделяется внимания развитию гражданского воспитания учащихся. Данная задача актуализируется в процессе подготовки вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
При выполнении педагогической задачи по воспитанию гражданской ответственности учащихся помимо стандартных форм воспитательных мероприятий возможно использование технологии «открытых форм». Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей и диалогического общения [1].
В нашей статье мы рассматриваем использование педагогической технологии «открытых форм» в воспитательной работе общеобразовательных школ.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества [2].
Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом. В силу этого, актуальной становится чисто производственная задача – технологическая грамотность, включающая в себя:
• знание и овладение наличествующими комплексами конкретных педагогических приемов;
• вариативный подход к выбору наиболее оптимальных форм выстраивания учебно-воспитательного процесса;
• внятно выраженный авторский акцент в ходе подготовки и проведения уроков и иных педагогических мероприятий [2].
Коммуникативно-диалоговые педагогические технологии предполагают «открытость» к миру, и соответственно как к проблемам мира, так и проблемам самого ребёнка, к его духовным и физическим потребностям. Само определение данной технологии как коммуникативно-диалоговой предполагает активное участие ребенка в «производстве» высококлассной продукции – социально активной, индивидуальной личности человека.
Использование технологии «открытых форм» способствует субъективизации объекта обучения и воспитания. С точки зрения аспекта воспитания, выделяемого нами в рамках данной статьи как приоритетного, технология «открытых форм» имеет преимущество перед всеми остальными. Воспитательный потенциал чрезвычайно высок благодаря тому, что в ходе обучения ребенок присоединяется к процессу обсуждения актуальных для современного общества проблем, поиска и аргументации их наиболее оптимальных решений. Постепенно и целенаправленно достигаются такие воспитательные цели, как формирование культуры речи, развитие дискуссионных навыков, демократических убеждений, этически и эстетически выверенных подходов к социальной жизни.