Дистанционные образовательные технологии являются неотъемлемой часть современной высшей школы. Определяющим фактором эффективности дистанционного образования сейчас становится не просто размещение учебно-методической информации на сайтах и образовательных порталах, а правильная организация самостоятельной работы студентов с использованием оптимально структурированной интернет-среды.
В приказе Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» указывается на возможность использования дистанционного образования при всех формах обучения, кроме производственной практики. Это было совершенно правильно при работе по государственному образовательному стандарту. Поскольку на первую практику в качестве «Помощника медицинской сестры» на лечебном факультете студенты приходили после 2-х лет обучения уже достаточно подготовленными после освоения теоретического курса «Уход за больными». В связи с этим вполне достаточным было размещение на сайте университета информации организационного характера. Первым шагом к внедрению элементов дистанционного образования явилось предоставление учебно-методической информации по вопросам практики текстового характера.
С переходом на федеральный государственный образовательный стандарт и включением в учебный план уже на первом курсе учебной и производственной практик возникает необходимость поиска новых форм дистанционной работы со студентами. Необходимо учитывать, что к началу практику по окончании первого семестра еще не окончен процесс адаптации студента к обучению в вузе, а также отсутствуют навыки общения с пациентами. Также более активная работа в этом направлении была обусловлена значительно возросшим приемом на 1 курс, прежде всего за счет студентов проживающих за пределами г. Саратова и Саратовской области, а большинство иногородних первокурсников стремится проходить практику по месту жительства.
Следующим шагом в развитии дистанционного образования стало размещение на сайте и образовательном портале обучающего курса «По общему уходу за больными терапевтического и хирургического профиля» состоящего из 4 разделов. Каждый раздел был оформлен в виде графической учебно-методической информации с аудио и видеофрагментами. Но преимущества мультимедийного учебного пособия по сравнению с текстовыми иногда нивелируются трудностями их открытия и невозможностью, в связи с этим, быстрого ознакомления и самое главное студент все равно лишен возможности оперативного общения с преподавателем.
Поэтому, прежде всего с ориентацией на студентов выезжающих на практику за пределы г. Саратова и Саратовской области, была создана возможность как непосредственного общения с преподавателем в строго определенные часы в аудио- и видеоформате, так и посредством электронной почты. Ведь если у проходящих практику в ЛПУ г. Саратова и Саратовской области имеется возможность для постоянного обмена информацией как друг с другом, так и с преподавателем (в летнюю учебную и производственную практику в 2013-2014 учебном году выделено 93 сотрудника вуза для организации практики в г. Саратове и 16 человек на выездную практику в районах Саратовской области), то у иногородних отсутствует возможность двусторонней коммуникации.
Таким образом, правильная организация и активное вовлечение студентов и преподавателей в процесс дистанционного образования позволяет более полно использовать возможности компьютерных, телекоммуникационных и Интернет технологий и тем самым обеспечить полноценную самостоятельную работу студентов во время производственной практики на 1 курсе.