В 2007 главнокомандующий иранских Вооруженных сил пересмотрел основные обязанности и области ответственности военно-морского флота Исламской Республики Иран / Islamic Republic of Iran Navy (IRIN) и военно-морского флота Iranian Revolutionary Guard Corps / IRCG или Pasdaran (Iranian Revolutionary Guard Corps Navy / IRGCN). Реорганизация дала исключительную ответственность IRGCN за защиту в Персидском заливе, зоной ответственности IRIN являются действия на Каспийском море и в области за пределами Ормузского пролива и вне Оманского залива. [1]. Кроме того подводные лодки (ПЛ) использует подразделение Takavaran – спецназ ВМС Исламской Республики Иран, который входит в состав морской пехоты ВМС.
Подразделение Takavaran предназначено для решения следующих задач:
- сбор информации о корабельных группировках противника и об объектах его военно-морской инфраструктуры;
- организация диверсий на кораблях и судах противника в ВМБ и на внешних рейдах, на объектах транспортной и промышленной инфраструктуры, расположенных вблизи морского побережья; минирование проходов и районов якорных стоянок;
- выполнение особо сложных мероприятий на суше: организация диверсий, ликвидации и захвата представителей командования и военно-политического руководства противника, освобождение военнопленных и заложников;
- борьба с морским пиратством и терроризмом.
Особое место в ходе боевой подготовки отводится отработке практических действий по обороне, захвату и уничтожению нефтяных буровых и добывающих платформ. Это обусловлено в первую очередь спецификой богатого нефтью региона и сложившейся в нем нестабильной военно-политической обстановки [2].
Рис. 1. ПСД Al Sabehat на параде
Всего в состав вооруженных сил Ирана входят 3 ПЛ пр. 877 ЭКМ (обозначение в Иране Tareq-class, имеют наименование и бортовые номера Tareq / 901, Noor / 902, Yunes / 903), поставленных РФ, ПЛ пр. Yono подводным водоизмещением 90 т поставленных Северной Кореей, а также не менее 17 малых подводных лодок пр. Fateh, Qadir, Nahang. Кроме того используются различные подводные буксировщики, например подводное средство движение мокрого типа пр. Al Sabehat. ПЛ являются одной из основных особенностей военно-морских сил Ирана, так как это единственная страна в регионе Персидского залива и Каспийского моря имеющая субмарины [3].
Летом 2011 года иранская подводная лодка Yunis осуществила 67-суточную боевую службу в Аденском заливе и Красном море, установив национальный рекорд продолжительности похода. Yunis – одна из трех подводных лодок проекта 877ЭКМ, проданных Россией Ирану в 1992-1997 гг. Но, судя по всему, техническое состояние этих субмарин оставляет желать лучшего. Ремонты на иранских верфях из-за отсутствия кондиционных комплектующих, значительная часть которых, похоже, поставляется из Китая, лишь отчасти решают проблему поддержания их боевой готовности [4].
По сути дела, лодки Ghadir – это диверсионно-штурмовые средства наподобие тех, что использовала итальянская 10-я флотилия MAS на Черном море в годы Второй мировой войны. Однако инцидент в Желтом море в марте 2010 года, когда торпеда CHT-02D, вероятно, выпущенная одной из северо-корейских ПЛ, потопила южно-корейский корвет Chon An типа Pohang, [5], подтвердил, что малые ПЛ дают возможность даже малому военно-морскому флоту уничтожить противолодочный корабль, вторгшийся в национальные воды.
Рис. 2. ПЛ пр. Ghadir в базе
Рис. 3. ПЛ пр. Nahang
Рис. 4. ПЛ пр. Fateh
Значительная часть Персидского залива, включая южную часть на линии Аль-Джубая – Катар – Объединенные Арабские Эмираты, имеет глубину порядка 20 метров. Большие глубины расположены ближе к иранской стороне залива, причем максимальная глубина в 30 километрах к югу от острова Кеис, порядка 102 метров. Это вносит существенные ограничения для применения атомных субмарин. У малых подводных лодок большие возможности в маневре по глубине и нет ограничения по вероятности всасывания донных отложений в систему охлаждения. Ормузский пролив имеет ширину 54 км, через который проходят танкеры, вывозящие нефть из государств Персидского залива, поэтому в Иране активно развивается проектирование и строительство малых ПЛ. Малые габариты позволяют осуществлять их транспортировку по железной дороге или авиационным транспортом на любой театр военных действий. Расположение Иранских малых ПЛ меняется, основные места сосредоточения: Bandar-e Bushehr, Jask, Bostanu. Также они могут находится на других базах или у борта плавбаз [6–8]. В связи с этим интересен опыт Ирана, который активно занимается проектированием и строительством малых подводных лодок.
Прототипом первой ПЛ Ghadir послужили северокорейские мини-субмарины типа Yono. ПЛ типа Ghadir разработана в Иране в середине 2000-х годов, технология производства Yono вместе с готовыми лодками были переданы Сеулом Тегерану в счет погашения государственного долга. Она вооружена двумя торпедными аппаратами калибра 533 мм, обеспечивающими выход боевых пловцов из ПЛ в подводном положении. Имеется возможность переброски ПЛ данного типа по железной дороге или автомобильным транспортом. Это позволяет Ирану проводить маневр силами и средствами в районе между Персидским заливом и Каспийским морем, наращивая в разы группировку за относительно короткий срок в зависимости от сложившейся обстановки. Строятся иранские подлодки в Бендер-Аббасе, где расположена военно-морская база ВМС Исламской Республики. Причем строятся и сдаются они сразу по несколько единиц в год. 4-5 этих ДЭПЛ на короткий срок одновременно развертываются в Ормузском проливе. Потом их сменяют другие 4-5 лодок и т.д. В состав вооружения входят торпеды, мины и, вероятно, скоростные подводные ракеты Hoot, созданные на базе российских ВА-111 «Шквал».
Субмарина Nahang – вторая ПЛ спроектированная и построенная в Иране. Спущена на воду в 2006 году. Nahang предназначена для обеспечения действия морского спецназа, в частности ПСД Al Sabehat, хотя не исключена возможность применения бортового оружия, вероятно из транспортно-пусковых контейнеров.
В 2013 году спущена на воду ПЛ типа Fateh (Conqueror / Победитель), водоизмещением 600 т. Она предназначена для действий в прибрежной зоне и способна действовать на глубинах до 200 м. По данным IHS Jane’s лодки построены Bostanu shipyard и находятся на базе Bandar Anzali Naval Base.
Рис. 5. Модель ПЛ пр. Besat / Qaaem
В настоящее время идет строительство более крупных ПЛ «на основе национальных технологий» типа Besat / Qaaem водоизмещением более 1000 т, строительство которых ведется на одной из верфей. Они будут иметь более широкие возможности для борьбы на море. В составе вооружения – торпеды, мины и противокорабельные ракеты [4].
Предполагается что у иранских субмарин будет воздухонезависимая энергетическая установка на основе топливных элементов. Топливо – водород (возможно метанол), окислитель – жидкий кислород [9].
Характеристики иранских ПЛ
Наименование |
Длинна, м |
Водоизмещение, надводное/подводное. т. |
Энергоустановка * |
Полезная нагрузка |
Ghadir |
29 |
115/120 |
ДЗ + ЭД |
2 торпедных аппарата, мины, ракеты, пловцы |
Nahang |
27 |
350/400 |
ДЗ + ЭД |
2 торпедных аппарата, мины, ракеты, пловцы |
Fateh |
48 |
527/593 |
ДЗ + ЭД |
4 торпедных аппарата, мины, ракеты, пловцы |
Besat / Qaaem |
Более 50 |
1200 |
AIP |
4 торпедных аппарата, мины, ракеты, пловцы |
*ДЗ – дизельный двигатель, ЭД – электродвигатель, AIP – Air independent propulsion / воздухонезависимая энергетическая установка.
В последние годы Иран значительно расширил свою способность производить различные торпеды и по сообщениям запустил поточную линию, по крайней мере, для двух типов 533 и 324 мм торпед. В частности, это аналоги торпед TT-4, 53-65KE, CHT-02D, DPRK 32 cm Torpedo и, возможно, ТЭСТ-71 (TEST-71MKE & ME-NK), с дальностью хода до 20 километров. Также, вероятно, в серийном производстве находятся скоростные подводные ракеты Hoot, созданные на базе российских ВА-111 «Шквал», развивающих под водой скорость до 360 км/ч (100 м/с) [4, 10].
У Ирана есть значительный запас, по крайней мере, 2 000-3 000 морских мин. Они эквиваленты, в частности, МДМ-6, которая оснащена трехканальным неконтактным взрывателем, имеющим акустический, электромагнитный и гидродинамический каналы, комплексом предохранительных и функциональных приборов (срочности, кратности, ликвидации). Кроме того есть аналоги китайских мин EM-52 / MC-52, EM-55, EM-31 и EM-11 [7].
Заключение
Подводные силы Исламской республики Иран активно развиваются и не смотря международные ограничения организовали серийное производство подводных лодок способных успешно действовать в условиях прибрежных вод страны. В случае создания воздухонезависимой энергетической установки и новой подводной лодки пр. Besat / Qaaem смогут эффективно действовать в Оманском заливе и Аравийском море.