Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODERNIZATION OPTION OF COMBINED PROCESSING OF FRACTION 35-180 °С, FOR EXAMPLE, THE FUEL PRODUCED BY LTD «LUKOIL-VOLGOGRADNEFTEPERERABOTKA»

Gorbachev V.M. 1 Shalievskii A.A. 1 Anischenko O.V. 1
1 Volgograd State Technical University
1504 KB
The analysis of the existing flowsheet fuel production «LukoilVolgogradneftepererabotka.» A new method for processing fractions of 70-100 °C using an isomerization unit «Isomalk-4» firm JSC «NPP Petrochem.» The upgrade will be able to increase the depth of oil and so-called efficiency criterion processing. The paper presents comparative characteristics of the old and new ways. The results of calculations of economic efficiency and payback period.
reforming
isomerization
petroleum refining

Постоянно ужесточающиеся стандарты на автобензины выдвигают новые требования к технологиям переработки широких бензиновых фракций. В данной статье предоставлен анализ существующих схем переработки бензиновых фракций на примере топливного производства ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка».

Данная схема осуществляет разделение бензиновых фракций на сырье установки изомеризации пентан-гексановой фракции (№10) и установок риформинга (№ 12, №13). Основными недостатками такой технологии переработки бензиновых фракций являются:

  • высокое содержание бензола в готовом риформате (1,1 %);
  • высокая концентрация ароматических соединений (37,5 %);
  • выход высокооктановых компонентов на исходное сырье не превышает 75-76 %.
  • невозможность приготовления товарного бензина без применения октаноповышающих присадок.

gorb1.tiff

Рис. 1. Имеющаяся схема переработки фракции нк – 180 оС

Для обеспечения современных требований по содержанию в товарных автобензинах бензола (< 1 %) и ароматических (< 35 %) требуется добавление большого количества высокооктановых неароматических автокомпонентов (МТБЭ, алкилат). По такой технологии производится в настоящее время автобензин, соответствующий стандарту ЕВРО-5. Но из-за ограниченного количества высокооктановых неароматических автокомпонентов и дороговизны присадок выработка автобензинов по стандартам ЕВРО-4 и ЕВРО-5, как правило, не превышает 40-50 % от всего ассортимента, а в ряде случаев значительно меньше. Известны технические решения для снижения концентрации бензола в риформате путем фракционирования и выделения бензольного концентрата. Но такое решение требует дальнейшей переработки бензольной фракции, что приводит к дополнительным затратам и существенному снижению выхода целевого продукта.

В данной статье предлагается воспользоваться технологическим решением ОАО «НПП Нефтехим» с использованием технологий, прошедших промышленную и опытно-промышленную проверки, которые позволяют свести к минимуму включение дополнительных дорогостоящих неароматических автокомпонентов при производстве автобензина по стандарту ЕВРО-5 и увеличить выработку товарной продукции.

Комплексная схема переработки широкой бензиновой фракции по технологии ОАО «НПП Нефтехим» представлена на рисунке ниже.

gorb2.tiff

Рис. 2. Предложенная схема переработки фракции НК-180 оС

Основной особенностью технологии является выделение С7–фракции и осуществление ее изомеризации на отдельной установке по разработанной ОАО «НПП Нефтехим» технологии.

Включение в схему переработки изомеризации С7 – фракции позволяет:

  • обеспечить гарантированное содержание бензола менее 1 % об. и снижение содержания ароматических до 33 %;
  • обеспечить эффективную работу катализатора изомеризации фракции НК-70°С за счет снижения содержания углеводородов С7+ в сырье;
  • Добиться увеличения критерия эффективности переработки сырья (χ) на 8,5 %. *Критерий эффективности переработки сырья (χ) – это произведение эффективности эксплуатации контакта (октановое число по исследовательскому методу, ИМ) на его производительность (выход стабильного продукта). Снижение октанового числа, и одновременное получение большего количества высокооктанового компонента обусловлено получением изомеризата фракции 70-100 °С. Данная фракция характеризуется, относительно невысоким октановым числом, однако ее вклад в увеличение выхода высокооктановых компонентов значителен.

Также произведен экономический расчет, внедрения проекта. При 100 % загрузки новой установки ИЗОМАЛК-4, срок окупаемости проекта равен 1,8 лет.

gorb3.tiff

Рис. 3. Данные об экономической эффективности проекта

Благодаря новой комплексной схеме переработки широкой бензиновой фракции требования Евро-5 достигаются компаундированием только изокомпонентов и риформата, что позволяет значительно снизить затраты на приобретение высокооктановых неароматических автокомпонентов.