Проблема постановки системы бюджетирования в управлении муниципальными финансами актуальна в связи с необходимостью получать постоянную объективную информацию о денежных потоках, повысить финансовую дисциплину и ответственность каждого подразделения, выполнить финансовые показатели в разрезе каждого финансового центра, сбалансировать местный бюджет для покрытия необходимых и обоснованных расходов. Бюджетирование включает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях социально-экономической среды [1, 6].
Вопросы эффективного управления расходами бюджета стали более актуальными в связи с обретением самостоятельности муниципальными бюджетами. Ранее, находясь на сметном финансировании, органы власти муниципального образования имели слабое влияние на выбор направлений расходования бюджетных средств, поскольку они определялись бюджетной росписью, формируемой финансовым органом субъекта РФ [3]. На современном этапе в соответствии с положениями №131-Ф3 самостоятельная реализация муниципальными образованиями собственных полномочий приводит к необходимости самостоятельного определения направлений расходования и объёмов бюджетных средств. В связи с чем, корпорацией «ПАРУС» разработан программно-методическое комплекс для органов местного самоуправления «Управление бюджетным процессом муниципального образования» [2, 5].
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса при формировании и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием оптимального объема средств. Важной задачей является информационное обеспечение учета объектов и субъектов - источников расходных обязательств бюджета муниципального образования. Отсутствие достоверной оценки объёма бюджетных средств, необходимых для выполнения собственных полномочий на этапе бюджетного планирования, будет приводить к их дальнейшему неоптимальному расходованию [7].
На практике учет объектов муниципальной собственности реализуется в рамках информационной подсистемы «Управление муниципальным имуществом», а учет населения по социальным категориям - в рамках подсистемы «Территориальный и похозяйственный учет» [4]. Реестр расходных обязательств ведется в модуле «Бюджетный учет для финансовых органов муниципальных образований», входящем в состав программно-методического комплекса «Управление бюджетным процессом муниципального образования». В данном модуле реестр расходных обязательств связан с показателями муниципального бюджета, что позволяет финансовому органу муниципального образования оптимизировать расходы на ранних стадиях бюджетного процесса.