Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

1 1
1

В процессе проведении исследования системных аспектов эффективности ситуационных центров соблюдают следующие требования: должна производиться комплексная оценка эффективности на основе структурно-функционального представления ситуационного центра; оценка эффективности производится в реальном масштабе времени; следует учитывать влияние человеческого фактора [2, 3].

Первое требование выполняется путем применения для определения степени ∆D эффективности СЦ показателей трех взаимоувязанных компонентов [5, 6]: функционального, информационно-технологического и технического. Эффективность функционального компонента определяется степенью соответствия перечня реализованных в СЦ функциональных задач требуемому перечню. Такой показатель ∆Dф достаточно просто может быть сформулирован, например, как отношение: ∆Dф = Nр/Nт, где Nр– число реализованных, а Nт– число требуемых задач.

Эффективность информационно-технологического компонента ∆Dи определяется показателями, характеризующими качество выполняемых основных технологических функций по передаче, обработке, хранению, отображению информации.

Эффективность технического компонента ∆Dт определяется показателями пропускной способности, быстродействия, скорости передачи, объемов памяти и другими показателями оборудования СЦ[1].

Показатели ∆Dф, ∆Dи, ∆Dт эффективности компонентов СЦ под воздействием внешних и внутренних факторов изменяются определенным образом во времени. Эти изменения обусловливают необходимость выполнения второго требования– непрерывности контроля над показателями всех компонентов и эффективности СЦ в целом.

Можно выделить два наиболее важных критерия эффективности СЦ: уменьшение времени на принятие управленческого решения (определяется как отношение времени принятия решения с помощью СЦ и аналогичного решения без помощи СЦ); уменьшение затрат на развитие и эксплуатацию информационной системы (вычисляется как отношение затрат на принятие решения с помощью СЦ и аналогичного решения без помощи СЦ).

По первому показателю применение СЦ позволяет увеличить результативность функционирования ИС на 20–30 %, по второму на 15–20 %. Второй показатель можно выразить через удельный показатель достижения необходимого уровня качества работы ИС на единицу затрат. Третье требование заключается в существенности влияния на эффективность человеческого фактора. Действительно, эффективность применения ситуационного центра во многом зависит от способности и готовности к применению технологий СЦ первого руководителя организационной системы, от уровня профессиональной подготовки команды экспертов-аналитиков, профессионализма персонала, эксплуатирующего оборудование и осуществляющего оперативную работу с информацией [4].