Традиционно в науке уголовно-процессуального права и теории оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) возможности использования результатов ОРД рассматриваются в рамках уголовного судопроизводства, а также в самой ОРД [1, 2]. Кроме того, законодательство предусматривает, что результаты ОРД могут использоваться для решения отдельных административных задач, например, для принятия решений о достоверности сведений, представленных служащими и гражданами (ст. 11 ФЗ об ОРД).
Перечень направлений использования результатов ОРД может быть дополнен указанием на возможность использования этих результатов в гражданском и арбитражном процессе. Основания этому усматриваются как в нормах ФЗ об ОРД, так и правоприменительной практике. Так, ст. 8.1 ФЗ об ОРД определяет особенности проведения оперативными подразделениями ФСБ оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данной статье определено, что результаты ОРД оперативных подразделений ФСБ России могут использоваться в доказывании по указанным в статье 15 ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» судебным искам. Поскольку исковое производство предусматривает гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, становится понятным, что в данном случае речь не идет об использовании результатов ОРД в судопроизводстве уголовном. Экономические споры рассматриваются, как известно, в порядке арбитражного судопроизводства.
Нельзя не учитывать и тот факт, что результаты ОРД могут быть предметом обжалования, как в гражданском, так и арбитражном процессе [3]. Все это свидетельствует в пользу того, что перечень направлений использования результатов ОРД, предусмотренных статьей 11 ФЗ об ОРД, должен быть расширен.