В условиях современной экономики происходит ускорение глобализации и конкуренции между российскими регионами. В связи с непрекращающейся борьбой за новые рынки сбыта товаров и привлечением новых инвестиций, квалифицированных кадров.
Актуальным является поиск и разработка эффективных инновационных инструментов повышения конкурентоспособности регионов.
Суммарная конкурентоспособность страны формируется из конкурентоспособности составляющих ее регионов. Конкурентоспособность регионов определяется успешностью функционирования хозяйствующих субъектов на его территории.
Поэтому обосновано применение кластерной политики в приоритетных сферах экономики региона, в частности в туристском секторе экономики Ростовской области.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет одним из основных направлений развития экономики создание сети территориальных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. Активная кластерная политика в сфере туризма позволяет объединить усилия государства, научных организаций, бизнес структур и общества для увеличения мультипликативного эффекта в экономике региона.
Кластерный подход, как было отмечено выше, следует рассматривать с точки зрения конкурентоспособности.
Достоинство кластерной политики состоит в формировании надежной связи как внутри, так и за пределами предприятий. В связи с концентрацией на определенной территории, в региональном кластере активно развивается межличностное сотрудничество, усиливаются неформальные коммуникации между участниками. Поэтому распространение нового опыта и накопленных знаний применения новых систем управления, технологий происходит быстрее. Это положительно сказывается на темпах развития в кластере. Кроме того в кластере всегда присутствует конкуренция, что также способствует росту экономических показателей в сфере, которую охватывает кластер.
Очередным преимуществом кластерного подхода является синергетический эффект. Он проявляется и в условиях регионального развития. Крупные хозяйствующие субъекты составляют ядро кластера и формируют территориальный спрос на рабочую силу необходимой квалификации, создание услуг определенной направленности, определенные средства производства.
В итоге формируется уникальная среда с необходимым объемом спроса со стороны потребителей.
Для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, при котором результаты от вложенных в рекламу средств проявляются через несколько лет регулярных вложений.
Частные туристские предприятия не имеют возможности обеспечивать масштабную имиджевую рекламную кампанию своей страны, так как занимаются продвижением своего собственного продукта. Поэтому создание образа России как страны привлекательной для посещений, является исключительно задачей государства. В мировой практике
Это позволяет выделить причины, сдерживающие развитие въездного туризма:
1) действующий порядок выдачи российских виз с высокой стоимостью для иностранных туристов;
2)негативный образ России, создаваемый зарубежными и некоторыми российскими СМИ;
3) отсутствие благоприятных условий для инвестиций в создание туристской инфраструктуры;
4)неразвитая туристская инфраструктура, износ материальной базы туристских предприятий;
5)недостаточная государственная реклама туристских возможностей страны.
Для преодоления негативных тенденций государству необходимо сосредоточить свои усилия на следующих проблемах
-формирование конкурентоспособного туристского рынка
-повышение качества туристских услуг
-продвижение России как страны благоприятной для туризма
-развитие приоритетных туристских зон
Достижение цели эффективного развития туристских кластеров возможно только при проведении комплексной модернизации. Применительно к Ростовской области это возможно только при учете интересов всех хозяйствующих субъектов , являющихся участниками данного процесса. Основными направлениями могут являться:
1)стимулирование развития бизнеса в области среднего, малого и крупного предпринимательства и плодотворное сотрудничество с целью внедрения инноваций.
2)совершенствование географического размещения предприятий отрасли.
3) подготовка высококвалифицированных кадров, из чего следует необходимость в упрочнении связей между образовательными учреждениями и бизнес структурами.
4) внедрение новых технологий управления туристским кластером.
Таким образом, разработка и воплощение туристской кластерной политики в регионе представляет собой комплекс мер, реализация которых увеличит конкурентоспособность Ростовской области как региона, обладающего значительным туристским потенциалом.