Городская экономика, сдерживая проведение национальных проектов по развитию образования, здравоохранения, обеспечению населения комфортными жилищными условиями, нуждается в реструктуризации с помощью конкурентной среды.
Конкурентная среда помогает сосредоточить силы на снижении издержек производства, так как рост их стоимости связан с монополией, которая предоставляет услуги организаций.
Функции, которые собственник жилищного фонда обязан исполнить после отделения от хозяйственной деятельности по обслуживанию данного фонда позволяют, во-первых, использовать полную оплату услуг горожанами без увеличения в составе этого платежа доли личных расходов населения; во-вторых, потребители непосредственно смогут влиять на качество и объем услуг на основе отбора подрядных организаций и управляющих компаний, которые предлагают по меньшей цене наиболее качественные услуги.
Регулирование хозяйства города позволяет сочетать принципы равной и справедливой для участников конкуренции с обеспечением производства общественных благ и удовлетворения потребностей в ряде личных благ для всего населения, в соответствии с стандартами, которые не зависят от производственной рентабельности этих благ.
Таким образом, обобщение российского и зарубежного опыта управления городским хозяйством сформированы принципы организации конкурентного механизма управления хозяйством города в условиях муниципальной и коммунальной реформы.
Конкурентная среда формируется на базе мягких ограничений бюджета с целью, во-первых, резкого увеличения инвестиций в реструктуризацию ГХ, во-вторых, создания системы инвестирования с увеличением акционерных и кредитных средств, в-третьих, обеспечения окупаемости за счет понижения ресурсной емкости продукции.