Согласно проведенным исследованиям, для развития городской структуры необходимо постоянное коренное преобразование исторически сложившихся территорий, а именно ее планировки, застройки, благоустройства, вызываемое современными социально-экономическими, санитарно-гигиеническими и архитектурно-художественными требованиями [1].
Обновление пространственной среды и транспортного каркаса города выполняются путём их реконструкции, при которой оздоровление городской территории улучшается за счет:
1. расширения старых улиц и пробивки новых магистралей для развития транспортных связей между различными районами города;
2. обеспечения безопасности городского движения посредством перестройки магистралей и улиц, отделения транспорта от пешеходов (строительство транспортных развязок, транспортных туннелей, переходов и др.) (Рисунок 1).
Рисунок 1.Транспортная развязка у Канавинского моста
В городах с богатым архитектурно-историческим наследием, каким является Нижний Новгород, при реконструкции решается задача сохранения исторического, художественного облика и органичного сочетания новой застройки с памятниками архитектуры.
Новая планировочная организация городской среды строится по соподчиненной системе, основу которой составляет исторический центр общественного значения и широко развиваемая транспортная сеть.
Однако, как и у всех растущих городов острой проблемой является недостаток парковочных мест, особенно в центральной исторической части города. В связи с этим возникает необходимость интенсивного освоения городского подземного пространства. Особенно это важно для развития транспортной и торгово-развлекательной инфраструктуры.
Освоение подземного пространства для развития транспортной инфраструктуры в нашей стране и в мире все более активно влияет на формирование среды обитания высокоурбанизированных территорий [2].
В настоящее время для Нижнего Новгорода разрабатывается несколько проектов освоения и развития подземного пространства центральной части города с включением в неё транспортной и торгово-развлекательной инфраструктуры.
Примером может служить проект, разработанный МП ИРГ «НижегородгражданНИИпроект» для территории «Рождественская слобода» с освоением подземной территории под площадью Маркина (рисунок 2,3).
Рисунок 2.Многофункциональное комплексное здание общественно-торгового назначения
В наземной части проектируемой территории, планируется разбить новые парки, значительно увеличить площадь зеленых насаждений, улучшить микроклимат существующей застройки, за счет избавления от многих транспортных магистралей, вокзалов, хранилищ и других сооружений и переноса их в подземное пространство.
Рисунок 3.Панорама Нижне-Волжской набережной (проектное решение)
При реконструкции территории площади Маркина меняется функциональное назначение общественной зоны данного участка: торговый центр с магазинами и кафе, заглубленный на три этажа по отношению к улице Торговая площадь примыкает во втором уровне к подземному транспортному тоннелю с прямым выходом к остановке общественного транспорта.
Благоустройство площади предполагает восстановление, исторически сложившейся в XIX веке, планировки площади с фонтаном, что являлось благотворительным актом купца Ф.А. Блинова.
Сохранение исторической среды, особенно в центрах, отличающихся своеобразием культурного наследия исторических городов, определяет направление дальнейшего формирования и развития их архитектурно-художественного облика, специфику реконструкции жилой и общественной застройки. Преобразование и активное развитие городского каркаса города способствуют жизнедеятельности населения, формированию его оптимистического мироощущения и повышению культурного уровня туристов и жителей города.