В условиях конкурентной борьбы за потребителя совершенствование деятельности подразделений, осуществляющих сбыт произведенной продукции, входит в число первоочередных задач предприятий. В условиях усиления конкуренции на рынке дистрибьюторских услуг, в частности, на рынке обеспечения товарами конечного потребителя, возникает необходимость использования инновационных механизмов предоставления качественных услуг для участников данного рынка. Показатели качества в первую очередь связаны со скоростью доставки товаров, а также предлагаемым ассортиментом. Предоставление конкурентоспособных услуг на рынке дистрибуции в таком случае связано со степенью разветвленности территориальной и продуктовой структуры дистрибьюторской компании, что, однако, создает дополнительные сложности в управлении.
Деятельность дистрибьютора связана с перемещением товара от производителя до потребителя. Дистрибьюторские компании – это компании, работающие в области маркетинга и логистики. Ключевыми компетенциями дистрибьютора являются хранение, доставка, перемещение и продажа товара, то есть склад, транспорт и маркетинг.
Задачами дистрибьюторских сетей предприятия являются: презентация и продвижение продукции; совершенствование методов работы дистрибьюторов; обучение дистрибьюторов профессиональным навыкам работы; обеспечение связи между различными дистрибьюторами; организация взаимодействия с управленческими структурами предприятия; предоставление информации о свойствах продукции и передовом опыте в профессиональной деятельности.
Среди тенденций развития дистрибьюторского бизнеса в России следует выделить: вытеснение с дистрибьюторского рынка небольших организаций; укрупнение бизнеса, переход конкуренции на рынке дистрибьюторских услуг на новый уровень за счет увеличения доли иностранных розничных сетей в процессе распределения потребительских товаров, формирование сетевых организационных структур компаний-дистрибьюторов, экспансию региональных рынков.