Муниципальное управление как процесс состоит из отдельных функциональных элементов: планирования и прогнозирования, организации, мотивации, координации и контроля. На каждом из этих этапов задачей муниципального служащего является принятие управленческих решений. Методов разработки и принятия решений на сегодняшний день предлагается достаточно много. К сожалению не все они применяются на практике. На наш взгляд, у муниципальных служащих особенно «не востребованы» методы, так или иначе связанные с математическим инструментарием. Например, возможности моделирования в управлении муниципальными образованиями почти не используются.
Применение методов моделирования в управлении социально-экономическими системами и процессами зарекомендовало себя как необходимый инструмент изучения объектов и способ принятия решений по их поведению в реальных жизненных ситуациях. Потребность в экономико-математических исследованиях реальных объектов возрастает, а разрыв между спецификой математических методов и необходимой глубиной познания реальных объектов при их моделировании увеличивается. Поэтому важно найти способ преодолеть разрыв между знаниями специалиста математика и специалиста управленца. Необходим язык понимания. Преградой в применении методов моделирования в муниципальном управлении становится отсутствие соответствующего программного обеспечения, недостаточный уровень квалификации и непонимание возможностей моделирования в решении проблем функционирования и развития муниципального образования. На сегодняшний день разработано большое количество моделей социально-экономических систем и процессов: динамические, имитационные и др.
Главным фактором неприменения методов моделирования в муниципальном управлении можно назвать предубеждение, что для эффективного использования моделей в работе муниципальных служащих необходимы специальные знания: по высшей математике, информатике и т.п. Бесспорно, без достаточно высокого уровня знаний, управленцем в наше время быть невозможно. А муниципальное управление требует не только базовых знаний, но и специфических, узких. Ведь объект управления – муниципальное образование – сложная, открытая социально-экономическая система, обладающая не только общими качествами, свойственными данным объектам, но и характеристиками сугубо индивидуальными, специфическими.
Каждый экономико-математический метод или подход акцентирует внимание, как правило, на определенной методике формализации конкретной задачи, определенных аксиомах, принятых для данного метода. Каждый математический аппарат предназначен для достижения определенных целей. Использовать совместно возможности каждого аппарата в рамках общей математической теории пока невозможно. Но совместное использование различных математических методов возможно. Более того, существуют способы, позволяющие сопрягать возможности математических методов с практическим и теоретическим опытом специалистов управленцев по конкретному объекту моделирования. Одним из них является имитационное моделирование [4, С. 14].
Авторы и последователи школы «имитационного моделирования» Н.П. Бусленко считают, что главным должно стать формирование «имитационного мышления» у руководителей, лиц, принимающих управленческие решения. Опыт показывает, что чем сложнее математический аппарат, тем менее достоверны и понятны результаты моделирования. Как правило, имитационное моделирование требует определенных эвристических решений в случае, если требуется сопряжение различных математических схем моделирования. Здесь главную роль играет системный подход и знание объекта моделирования, которое обязательно при имитационном моделировании. Конечно, неплохо бы иметь в штате администрации муниципального образования (хотя бы муниципального района) специалиста в области имитационного моделирования. Но известны случаи, когда человек, не обладающий массой знаний специалиста по моделированию, но правильно усвоивший суть имитационного подхода, успешно руководил построением имитационных моделей своего объекта. Как правило, такие люди – хорошие управленцы и специалисты по данному объекту.
Для того чтобы «имитационное мышление» формировалось у будущих и настоящих управленцев, необходимо усложнять уровень дисциплин по информационным технологиям, для чего необходимо улучшить техническое и программное обеспечение учебного процесса в высших учебных заведениях. Необходимо в программах повышения квалификации предусматривать больший объем практических занятий по информационным технологиям. Обеспечение муниципалитетов современными программными продуктами – задача самих органов муниципальных власти. Необходимо учиться моделировать возможные последствия принимаемых решений.
В настоящее время создаются предпосылки использования имитационного подхода для отдельных предприятий и организаций, в том числе транспортных предприятий, рекламных агентств, производителей массовой продукции. Моделирование на уровне местного самоуправления, муниципального управления – область относительно новая (учитывая процессы формирования современной системы местного самоуправления в России). Опубликованные работы, статьи затрагивают различные аспекты развития муниципальных образований, региональных администраций краёв, областей и местных администраций городских и сельских поселений [1,2,3,5] и подтверждают необходимость формирования имитационного мышления у муниципальных служащих, подкрепленного знаниями и умениями для решения сложных, трудно формализуемых задач социального управления.