Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Формирование новой модели инновационной системы, которая должна стать составной частью промышленной стратегии, приобретает в России свои особенности.

Во-первых, по ряду причин структуры и элементы технологического уклада в России остаются почти фрагментными. В то время, когда развитые страны уже это отработали, установили свои нормативы и технологические стандарты, их качество выше при достаточно низкой стоимости, чем соответствующих отечественных показателей. Это обуславливает вторжение иностранных технологий на отечественный рынок и усиление на нем несовершенной конкуренции.

Во-вторых, доминирование достаточно продолжительное время специфической плановой модели внутреннего и внешнего трансфера технологий привели к усилению неконтролируемого переноса технологий и подрыва инновационной базы промышленности России.

В-третьих, сохранились некоторые устаревшие компоненты плановой модели регулирования инновационной деятельности, недостаточная скоординированность действий различных субъектов и инновационного пространства. Вследствие высокой степени неопределенности, присущей переходному периоду, отсутствия направленной модели принятия решений и соответствующей информационной базы, достаточно сложной является разработка гибкой инновационной политики, адекватной внутренним условиям и курсу реформ в России.

В разработке этой инновационной стратегии значительную роль играет анализ таких важных процессов как освоение продуктовых и технологических инноваций, наплыв иностранных технологий на внутренний рынок и учет их качественных характеристик, взаимосвязи между промышленностью и различными секторами научно- технологической сферы.

В наиболее общем плане этот анализ позволяет сделать некоторые обобщения относительно инновационной стратегии промышленных предприятий в условиях переходного периода, которая становится важнейшей задачей успешного реформирования экономики.

Прежде всего, эта стратегия должна быть ориентированной на освоение базовых инноваций, которые позволяют перейти к новым технологическим структурам производства и обеспечить конкурентоспособности предприятий на внутреннем и внешних рынках.

Важным моментом внедрения инноваций на отечественных предприятиях есть преимущество иностранных продуктовых и технологических инноваций над отечественными, даже когда последние не уступают по своему техническому уровню. Это, в свою очередь приводит к сворачиванию отечественного корпоративно-промышленного сектора науки.

Более того, инновации, которые попадают в Россию из-за границы, имеют еще и достаточно короткий (то есть фактически исчерпанный по мировым уровню и нормам) жизненный цикл, не содействуя конкурентоспособности российских производителей не только на внешнем, но и на внутреннем рынках. Это дает возможность утверждать, что неконтролируемый поток иностранных технологий блокирует развитие национального инновационного комплекса и прикладной науки, создает реальную опасность возникновения технологической зависимости отечественной промышленности от иностранных разработок.

В связи с особенностями отечественного инновационного процесса, в русле новой промышленной и инновационной стратегии необходимо разработать и реализовать программы финансирования национальных инновационных и технологических лидеров, крупных предприятий, холдингов, высокотехнологических производств и предприятий, которые имеют приоритетное значение для формирования национальной модели промышленно-экономического роста. Приоритетное финансирование, адресная помощь современным менеджментом, инвестиционными кредитами под «будущую стоимость», введение системы отсроченных платежей должны стать первоочередной заботой государства и общества.

В сфере бюджетной политики, опираясь на независимую научную экспертизу, должна быть сформирована ориентация исключительно на поддержку базовых инноваций. К приоритетам бюджетной политики нужно отнести поддержку экспортоориентированных предприятий, в первую очередь тех, которые внедряют именно базовые инновации и новые технологии. Финансирование инновационной сферы должно быть нацелено на обеспечение функционально-целевой мобилизации и концентрации финансовых ресурсов в специальных финансовых фондах, которые образуются на всех уровнях инновационной сферы.