Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1 1
1
1591 KB

Изучение эффективности быстрорастущих компаний-газелей[1] и использование их опыта в контексте развития российского сектора малого и среднего предпринимательства (МиСП) способно дать результаты, имеющие принципиальное значение при поиске путей диверсификации российской экономики и ее защиты от изменений на рынке экспортируемых ресурсов. На данный момент ситуация такова, что при положительной динамике развития МиСП в России, темпы остаются весьма скромными. Однако, несмотря на то, что существует ряд факторов, негативно влияющих на положение российских бизнесменов, ряду компаний удается не только успешно развиваться, но и выводить свою продукцию на иностранные рынки, в том числе и европейские. В данном случае речь идет о «газелях» мира бизнеса, наиболее быстрых и стабильных компаниях, способных оказывать значительное влияние на экономику страны.

Согласно теории Дэвида Берча «газелями» принято считать небольшую часть представителей малого и среднего бизнеса, которые в течение, как минимум, четырех лет демонстрируют темпы прироста выручки не менее 20 %. Берч определил, что основной уникальной чертой этих компаний является не столько их рост, сколько то, что на них приходится от 75 % до 80 % новых рабочих мест в стране. Этот факт еще раз был подтвержден в 2008 году группой европейских экспертов в рамках проекта «Инновационная панель газелей»[2]. Тем самым, подобные компании, фактически, определяют судьбу и развитие всей экономики. Доля «газелей» среди общего числа представителей МиСП для отдельной экономки варьируется от 3 % до 10 %, кроме того, тенденция развития «газелей» примерно одинакова для всех стран с развитым или развивающимся сектором МиСП. Помимо экономического, газели имеют огромное социальное значение, а так же являются двигателем инновационного развития страны. И здесь стоит отметить причины появления и успешного функционирования газелей, так как для резкого ускоряющегося роста в течение 4-5 лет не достаточно только наличия денежных средств, нужна идея, стратегия, грамотность в управлении, новейшие технологии или все вместе.

Благодаря ежегодным исследованиям, проводимым в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации, удалось выделить несколько причин возникновения и успешного развития газелей. К ним отнесены:

  • наличие свободной от конкурентов предпринимательской ниши, обеспечивающей постоянный (и зачастую увеличивающийся) спрос на предлагаемые товары или услуги;
  • доступ к финансовым ресурсам;
  • активное внедрение инновационных технологий в производство и управление;
  • проведение регулярного контроля качества продукции, организация работ, направленных на его повышение;
  • создание полного цикла производства, не требующего дополнительного участия сторонних компаний;
  • создание и развитие системы обучения сотрудников, повышение их мотивации и личной заинтересованности в производственном процессе;
  • организация мест досуга и отдыха для сотрудников компании, активная социальная политика, что сильно влияет на мотивацию и производительность труда.

Перечисленные факторы развития характерны для газели из любой отрасли, будь то легкая, пищевая промышленность или IT-технологии. Разумеется, для каждой отрасли характерна своя специфика, но, тем не менее, существуют и общие черты. Одна из них – активное использование инновационных технологий, позволяющая ускорить и упростить процесс производства, а так же улучшить качество продукции.

Успех «газелей» можно объяснить с различных точек зрения, но нельзя отрицать, что резкий устойчивый рост без каких либо колебаний может быть обеспечен компании только в том случае, «если она находит рыночную нишу с острейшей неудовлетворенной потребностью. Ограничения на спрос продукции в этой ситуации резко ослабевает, а значит, пропадают и причины колебания объемов производства, обусловленные то сокращениями, то увеличениями спроса. Не сдерживаемая спросом, фирма развивается тем предельно высоким темпом, которым сама способна наращивать бизнес-активность»[3]. Однако не стоит понимать наличие рыночной ниши как единственную причину быстрого развития фирмы. Скорее, это лишь возможность, реализация которой полностью зависит от стратегии «газели» и ее внутренней структуры, в том числе и корпоративного управления.

Корпоративное управление – одна из важнейших составляющих успешного развития компании. Поэтому анализ управления способен выявить ключевые факторы успеха, которые в дальнейшем, при соответствующем изменении, могут быть применены при развитии компаний не только различного уровня, но и разных отраслей.

PhICS-модель – модель корпоративного управления (КУ) позволяет оценить предприятие с точки зрения эффективности его системы управления, а также более четко оформить содержательный аспект, благодаря чему возможна разработка определенных методик развития компании [1].

Суть PhICS-модели заключается в анализе четырех основных составляющих КУ: фазы развития компании (Phase), инвестиций (Investments), уровня контроля и роли в управлении основных собственников компании (Control), стратегии развития компании (Strategy). Составление модели функционирования компании с учетом доли каждого из обозначенных компонентов позволяет наглядно отобразить процессы, происходящие в ней в тот или иной момент ее жизненного цикла. Таким образом, модель корпоративного управления представляет собой следующую формулу:

economy1.wmf,

где a1, a2, a3, a4 – коэффициенты, исчисленные исходя из количества учтенных рекомендаций CGBP (Corporate Governance Best Practices); Ph, I, C, S – составляющие системы корпоративного управления (Phase, Investments, Control, Strategy) [2].

Синтез PhICS-модели быстрорастущих компаний позволит выделить и обосновать факторы, влияющие на их успешное функционирование, использовать полученные данные для разработки методик улучшения КУ менее успешных компаний и тем самым способствовать развитию российского сектора МиСП.

В качестве наглядного примера, иллюстрирующего полезность практики составления PhICS-модели «газели», рассмотрим подобную модель организации КУ ООО «СПЛАТ» – российского производителя средств гигиены полости рта. В 2007 году компания вошла в список «газелей»[4], а к 2010 заняла прочное 1 место на рынке. Сейчас продукция «СПЛАТ» экспортируется более чем в 18 стран мира, что является ярким примером безусловного успеха отечественного производителя. Так как «газелью» считается компания, демонстрирующая значительные темпы роста уже в течение 5 лет, логично сделать вывод, что ООО «СПЛАТ» наиболее активно начала развиваться с 2002 года. Таким образом, для проведения более детального анализа, необходимо составить модель корпоративного управления для каждого года успешного развития, а затем сделать выводы на основании полученных результатов.

В основу исследования легли статистические данные компании ООО «СПЛАТ», представленные в системе профессионального анализ рынков и компаний СПАРК [3] и на главном сайте компании[5], а также список из 82 критериев CGBP, на основании анализа которых определяются значения коэффициентов, а именно, доля компонентов в общей формуле модели корпоративного управления.

В результате проведенного исследования получена следующая модель корпоративного управления:

economy6.wmf.

Данная модель составлена с учетом особенностей той фазы развития, в которой находится компания на данный момент (согласно графическом представлению на кривой Адизеса), а также анализа структуры активов и пассивов в динамике за прошедшие 5 лет[6]. Стоит отметить, что в момент начала активного роста (на 2007 год) модель КУ ООО «СПЛАТ» выглядит следующим образом:

economy8.wmf.

Принципиально важным является тот факт, что в момент начала своего развития компания привлекла огромное количество заемных средств, что позволило осуществить первый «скачок» и уже в следующем году сократить количество заемных средств в 4 раза, доведя их до незначительного уровня, который не изменяется в течение 6 лет (что говорит о стабильности компании).

На данный момент компания ООО «СПЛАТ» находится в стадии «Зрелость» (рисунок), на что указывают различные статистические показатели. Это играет значительную роль, так как соотношение основных компонентов КУ различно в зависимости от фазы развития.

ekon6.tiff

В ходе исследования установлено, что у многих компаний, не обязательно самых успешных, в стадиях развития «Выживание» и «Младенчество» наблюдается значительная доля заемного капитала. Но что отличает именно газели, так это присутствие значительно большей доли таких параметров как Control и Strategy. Кроме того, стоит принять о внимание, что большая часть компаний-«газелей» смогла найти свободную от конкурентов нишу, что и обуславливает их стремительное развитие на ранних стадиях функционирования.

Синтез и анализ PhICS-моделей корпоративного управления позволяет как наглядно оценить уровень развития компании, так и определить необходимые, но отсутствующие компоненты (недостаточность раскрытия информации, отпугивающую инвесторов; низкий уровень участия владельцев и др.). Многие из параметров на первый взгляд могут показаться несущественными, но зачастую именно они определяют, сможет ли компания вырваться в лидеры, или будет вынуждена покинуть рынок через несколько лет.


[1]Термин, впервые использованный американским экономистом Дэвидом Берчем в 70-х годах ХХ века.

[2]Addressing Challenges for High-Growth Companies – Summary and Conclusions of the Europe INNOVA Gazelles Innovation Panel № 6 (2008).

[3]Юданов А.Ю. Гении национального бизнеса // Эксперт. 2007. 23 апр. (№ 16) URL: http://expert.ru/expert/2007/16/genii_nacionalnogo_biznesa / (дата обращения: 6.11.2013).

[4]На данный момент единственным, кто занимается серьезным исследованием феномена газелей в России является команда специалистов журнала «Эксперт», ежегодно составляющая рейтинги и списки самых динамично развивающихся компаний.

[5]http://www.splat.ru/index.php?lang_id=1&id=212 (дата обращения: 6.11.2013); главный сайт компании «SPLAT» // О компании.

[6]http://www.spark-interfax.ru/CompanyInformation.aspx? – СПАРК, Информация о компании. (дата обращения 8.11.2013).