На сегодняшний день новая система оплаты труда распространяется почти на всех работников бюджетной сферы. НСОТ полностью заменяет существовавшую ранее единую тарифную сетку. Согласно статье 144 ТК РФ, Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. При этом заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.. Внедрение и совершенствование новой системы оплаты труда в отдельные отрасли и муниципальные образования может производиться с помощью дорожных карт. На сегодняшний день проблема дорожного картирования особо актуальна в связи с утверждением приказа Минтруда России от 29 декабря 2012 г. № 650, согласно которому «Дорожная карта» отражает стратегическое развитие сферы социального обслуживания населения на период с 2013 по 2018 годы.
Основная цель создания дорожных карт по данному направлению – совершенствование социальной и экономической сфер деятельности, оценка эффективности НСОТ в отдельные субъекты экономики.
Причины использования дорожного продуктово-технологического картирования:
- Создание дорожной карты – это, прежде всего, эффективное планирование всех областей и факторов, которые задействованы в данной отрасли.
- Создание дорожных карт помогает руководителям организации управлять происходящими процессами.
- С помощью дорожных карт обнаруживаются недочёты.
- Удается эффективно использовать время и ресурсы.
- Дорожная карта позволяет идентифицировать промежуточные результаты и корректировать направления деятельности.
- Процесс дорожного картирования формирует внутри группы общее понимание объекта и владение планом его развития.
Наиболее часто метод дорожного картирования используется в сфере образования. Для оценки эффективности НСОТ в общеобразовательных учреждениях используются дорожные карты, в состав которых входят следующие мероприятия:
- Проведение собеседований, совещаний по вопросам эффективности новой системы оплаты труда работников образования.
- Проведение мониторинговых но качеству и результативности труда педагогических кадров.
- Сравнение ЕТС и НСОТ
- Сопоставление и анализ статистических показателей до и после введения НСОТ.
Таким образом, дорожное картирование увязывает между собой видение, стратегию и план развития организации или учреждения и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое – настоящее – будущее».
На основе проведенного нами исследования можно сделать вывод, что дорожная карта помогает выявить преимущества и недостатки новой системы оплаты труда. Этот метод позволяет просматривать не только вероятные сценарии, но и эффективность нововведений, а также выбирать оптимальные пути регулирования и совершенствования с точки зрения ресурсной затратности и экономической эффективности.