В настоящее время в российском бизнес-сообществе вопрос о соотношении социальной ответственности и корпоративного управления практически не обсуждается. Корпоративное управление в России сегодня находится в начальной стадии развития с точки зрения международных стандартов (ОЭСР, Всемирный банк-IFC, S&P, требования листинга LSE и NYSE). Между тем, КСО является одним из стандартов (групп показателей) развитого корпоративного управления. Практика свидетельствует, что и в России к социальной ответственности как четвертого стандарта корпоративного управления внимание собственников и менеджеров обращается в последнюю очередь. И хотя масштабы социальной ответственности многих российских предприятий велики, собственники частных компаний России, за редким исключением, относятся к КСО как атавизму советских времен и воспринимают ее как бремя. Ситуация усугубляется отсутствием стратегического подхода со стороны органов государственной власти к вопросам корпоративной социальной ответственности и созданию условий наибольшего благоприятствования и льгот тем компаниям, которые практикуют КСО, в то время как крайне необходимо создание новой социально-психологической установки. Как только российское бизнес-сообщество убедится, что социально ответственным быть выгодно, оно признает КСО полезным и утилитарным стандартом корпоративного управления. Это важно, в том числе и потому, что без корпоративного управления и социальной ответственности бизнеса уже невозможно эффективно инкорпорироваться в мировую экономику, вступая в ВТО.
Средний бизнес сегодня – это опора для развития нашей экономики, поскольку именно здесь происходят инновационные процессы. Поэтому вдвойне важно, чтобы руководители были компетентны и оказались в состоянии претворить в жизнь ту политику предприятия, которая сможет принести ему наибольшую прибыль и обеспечить быстрый и стабильный рост. Не менее важной является и корпоративная социальная ответственность, поскольку формируется более привлекательный образ предприятия, что непосредственно влияет на увеличение продаж и на позицию на рынке, привлекательность для инвесторов; увеличивается производительность труда, сплоченность коллектива и повышается лояльность к руководству; в более благополучном обществе условия для бизнеса благоприятнее.
Данная работа посвящена анализу фирм-»газелей». Задачей было выявить изюминки фирм, то есть что придало фирме такой успех, а также возможные предпосылки успеха, среди которых немаловажную роль играет так называемая «социальная ответственность предприятий».
Согласно теории, к «газелям» относятся лишь те компании, которые демонстрируют в течение не менее пяти лет темп роста более 30 % в год. Причем у этих фирм быстро растет выручка, а не капитализация, что является одним из факторов отбора фирм – «газелей» [1].
В исследовании проводился анализ компаний-газелей пищевой промышленности:
Мясокомбинат «Озерецкие колбасы»
- ООО «Птицекомбинат»
- ООО «Юговской Комбинат Молочных Продуктов»
- ООО МПЗ «Богородский»
- ЗАО «Кузбасская птицефабрика»
Основная информация, характеризующая деятельность фирм в 2011 году, представлена в табл. 1 [1].
Управление предприятиями, нацеленными на рост, подразумевает «менеджмент, ориентированный на рост» или просто «менеджмент роста». В данном контексте слово «рост» подразумевает развитие компании, приобретение качеств, которых она не имела до сих пор, но которые помогут ей выжить сегодня, завтра, послезавтра.
Таблица 1
Показатель |
Озерецкие колбасы |
Птицекомбанат |
Юговской комбинат молочных продуктов |
МПЗ «Богородский» |
Кузбасская птицефабрика |
Регион присутствия |
Дмитровский район Московской области |
Краснодарский край, Ставропольский край, республика Адыгея, Карачаево-Черкесия, Москва |
Пермский край |
Мурманская область, Москва |
Кемеровская область |
Выручка, млн. руб. |
1 309 |
3 468 |
1 302 |
938 |
682 |
Себестоимость, млн. руб. |
1 127 |
3 363 |
1 289 |
779 |
614 |
Прибыль, млн. руб. |
8 |
0,087 |
8 |
32 |
27 |
Численность, чел. |
От 251 до 500 |
От 251 до 500 |
От 5001 до 10000 |
От 251 до 500 |
От 101 до 250 |
С помощью анализа отобранных фирм можно выделить основные критерии быстрого роста. Это наличие свободной ниши на рынке, использование инноваций, правильно подобранный персонал компании [2].
Можно выделить еще одно конкурентное преимущество – предприятия принадлежат хорошим управленцам или управляются отличными менеджерами, которые знают, как запускать в игру новые форматы, бренды, продукты, как правильно строить технологические цепочки, и способны генерировать новые идеи или технологии, в том числе технологии управления.
И самое важное, то, на чем необходимо остановиться, – социальная ответственность данных предприятий. Социальная ответственность бизнеса не обязательно порождена лояльностью корпорации или альтруизмом – она также может выступать и в качестве важного элемента повышения прибыльности или эффективности компании и даже оказываться средством обеспечения ее конкурентного преимущества.
Социальная ответственность корпораций – это часть международной инициативы по увеличению прозрачности работы бизнеса, обнародовании отчетов о его деятельности, это способ осуществлять наблюдение за тем, насколько деятельность бизнеса отвечает этическим и социальным требованиям общества, а также требованиям в области защиты окружающей среды [3].
Что касается исследованных фирм, имеются примеры, когда предприятия уделяют огромное внимание социальному аспекту деятельности, что также сказывается на положении их на рынке, отношении к ним жителей регионов, в которых ведется деятельность, а также на росте фирм, поскольку социальная ответственность является неотъемлемой частью менеджмента быстрого роста (табл. 2).
Одним из таких предприятий стала компания «Окраина» (МПЗ «Богородский»). В октябре 2010 г. данному предприятию был выдан «Сертификат доверия работодателю» как предприятию «…гарантированно соблюдающему трудовые права работников в рамках проекта «Декларирование деятельности предприятий по реализации трудовых прав работников и работодателей» …».
Регулярно индексируется фонд заработной платы. Средняя заработная плата в 2011 г. составила 29’693 руб. Средняя заработная плата по Мурманской области за 9 месяцев 2011 г. составила 19’630 руб. [3]
Непрерывно ведется разработка и внедрение в отделах, подразделениях и цехах положения финансовой мотивационной программы, стимулирующей рост производительности труда и доходов персонала. Кроме этого, разработано и введено в действие «Положение о рационализаторских и новаторских предложениях с системой поощрения за внедренные изобретения по совершенствованию механизмов, технологических процессов» и др. Стали традиционными единовременные выплаты премиальных к основным праздникам Российской Федерации. На предприятии сформирован кадровый резерв по всем структурным подразделениям предприятия, в рамках которого развивается система повышения квалификации и профессионального образования. В 2011 г. на мероприятия по профессиональному повышению квалификации было направлено 202 чел. (в 2010 г. – 58 чел., в 2009 г. – 19 чел.) [3].
Вступление России в ВТО является вызовом для компаний-«газелей», и именно от уровня КСО и корпоративного управления во многом будет зависеть, насколько они выдержат этот вызов. В соответствии с результатами проведенного исследования, не все фирмы-газели отличаются высокими стандартами КСО, а значит, возможно, они потеряют свои позиции после вступления в ВТО. Поэтому компаниям следует уже сегодня задуматься о политике социальной ответственности, поскольку в этом случае им удастся вырваться вперед и удержать свои позиции. Однако, попытка лидировать в отрасли за счет экономии на очистных сооружениях, загрязнении окружающей среды или создания некачественной продукции, может привести к тому, что компания потеряет свой рынок сбыта и окажется неконкурентоспособной после вступления России в ВТО, поскольку для зарубежных компаний, которые придут на российский рынок корпоративная социальная ответственность является неотъемлемой частью ведения бизнеса.
Таблица 2
КСО компаний-«газелей» отечественной пищевой промышленности
Сфера КСО |
Озерецкие колбасы |
Птицекомбанат |
Юговской комбинат молочных продуктов |
МПЗ «Богородский» |
Кузбасская птицефабрика |
А |
В |
С |
D |
F |
G |
Качество продукции |
«Докторская» колбаса этого предприятия признана лучшей в передаче «Контрольная закупка». Она изготавливается по рецептуре ГОСТ. В производстве колбас и деликатесов фирма полностью отказалась от применения генно-модифицированных добавок и сои. |
При производстве охлажденной продукции, на которую нацелен комбинат, практически полностью исключен контакт птицы с человеком, что позволит избежать обработки продукции дезинфицирующи-ми веществами, а также прод-лить срок хранения готового продукта. Птицеперерабаты-вающий комбинат Группы агропредприятий в Невинномысске успешно прошел серти-фикационный аудит и получил сертификат соответствия международным стандартам качества ISO 9001:2001. |
Был оштрафован за фальсификацию масла сливочного раститель-ными жирами. В Роспотребнадзор поступило 12 жалоб граждан на реализацию некачественной продукции. |
Абсолютно осознанно ограничены производ-ственные возможно-сти «Окраины» 30-ю тоннами продукции в сутки. Это позволило избежать соблазна использовать суррога-ты, как то: сухое мо-локо, яичный поро-шок, MDM, белковый стабилизатор, сою, ГМО, жидкий дым. Сырье используется только экологически чистое – от проверен-ных поставщиков. |
Фабрика оснащена своей зооветеринарной лабораторией, проводится строгий контроль состояния птицы. |
Развитие сотрудников |
н.д. |
Регулярные курсы повышения квалификации. |
Открытие нового цеха позволит создать 70 рабочих мест. Возможность карьерного роста. |
На предприятии сфор-мирован кадровый ре-зерв по всем структур-ным подразделениям предприятия, в рамках которого развивается система повышения квалификации и профессионального образования. |
Курсы повышения квалификации. |
Экология |
Предприятие расположено в экологически чистом районе, исков по поводу загрязнения окружающей среды в областной суд не поступало. |
В администрацию города неоднократно поступали жалобы от жителей кубанской части Невинномысска на неприятный запах, а также на выбросы жидких отходов переработки птицы за территорию предприятия. |
Следственный отдел СУ СК РФ по Пермскому району возбудил уголовное дело по части второй статьи 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшее загрязнение окружающей среды, массовую гибель животных». Предприятие сливало в реки хозяйственно-бытовые стоки и отходы молочного производства. За счет этого фирма пыталась сэкономить на очистных сооружениях. |
Расположен в экологически чистом районе. Постоянно ведутся очищающие работы. |
Обеспечение рынка Кузбасса и прилегающих областей качественной и экологически чистой продукцией |
Благотворительность |
Для ветеранов, инвалидов, одиноких жителей района и многодетных семей постоянно готовятся праздничные заказы. |
Устраивает детские праздники в детских садах и школах, расположенных в г. Невиномысске. |
Расширение производства с целью создания рабочих мест для жителей Пермского края. Проведение детских праздников. |
Компания участвовала и участвует во многих социальных проектах. В их числе: реконст-рукция мемориального комплекса на Абрам-мысе, поддержка спортивных мероприятий города, помощь детским и спортивным учрежде-ниям. Компания принимает в магазинах социальные веетеранские карты. |
Принимаются ветеранские карты, компания устраивает праздники для детей и ветеранов |