На сегодняшний день существуют различные методы по привлечению клиентов и анализу их интересов [1-3].
Одним из способов анализа интересов клиентов является голосование за тот или иной товар. Пользователю предлагается оценить товар по определенной шкале, после чего результаты сохраняются. Далее подсчитывается средний бал по каждому товару участвующему в голосовании. На основании голосований выводится товары с наиболее высокими оценками. Подобный подход используется в Интернет-магазине Google Play.
Другим способом привлечения клиентов является использование контекстной рекламы, например, вывод товаров, которые недавно поступили в продажу. Данный способ реализован в Интернет-магазине wildberries.ru, который продает одежду. Или вывод популярных товаров на основании анализа посещения страниц, выбираются товары с наибольшей посещаемостью. Такой способ использован в Интернет-магазине www.bay.ru.
Существует алгоритм определения схожих и сопутствующих товаров. Пользователь просматривает интересующий его товар, параллельно получая информацию о товарах со схожими параметрами и товарами, которые могли бы дополнить потенциальный выбор. Возможно использование одного или обоих алгоритмов. Оба эти алгоритма реализованы в Интернет-магазине М.видео.
Широко используется уведомления о новых поступлениях и акциях по e-mail и смс. Например, в Интернет-магазине Спортмастер.
В данной работе описывается реализация алгоритма поискового робота, который будет осуществлять анализ интересов клиентов на основании сделанных заказов. Данный робот должен определять, какие товары наиболее интересны пользователю и выводить их в контекстной рекламе. Если пользователь не зарегистрирован в Интернет-магазине, то робот выводит случайные товары, принадлежавшие просматриваемой категории. Если пользователь авторизуется в Интернет-магазине, то робот анализирует его заказы и выводит случайные товары из той категории товаров, которая наиболее часто присутствует в заказах эта категория находится путем сложения всех товаров присущих категориям и выбирается максимальная категория. В случае если максимальных категорий 2 или более, то есть количество товаров из заказов присущих категориям равно, то пользователю случайно выводятся товары присущие обеим этим категориям. В случае если пользователь авторизовался и ещё не делал заказы, то робот случайно выводит товары, принадлежащие просматриваемой категории в контекстной рекламе. В процессе создания необходимо предусмотреть настройки для робота.
Основным преимуществом данного робота является детальный анализ интересов клиента и гибкие настройки контекстной рекламы.
Разработка поискового робота включает в себя: разработку интерфейса, разработку настройки интерфейса в панели управления Интернет-магазином и написание программного кода[4].
Разработка интерфейса произведена с помощью технологий web-программирования. Контекстная реклама для анализа интересов клиента выводится при просмотре конкретного товара. Поисковый робот анализирует интересы клиентов и выводит контекстную рекламу, как для зарегистрированных пользователей, так и для вновь пришедших и имеет настройки, которые может изменить администратор Интернет-ресурса рис. 3.2.
Когда пользователь заходит в Интернет-магазин и открывает подобную информацию о товаре, то поисковый робот проверяет авторизацию пользователя. Если пользователь не авторизирован, то поисковый робот выводит контекстную рекламу из ходя из настроек.
Рис.1. Настройка робота
Настройки для не авторизированных пользователей
Алгоритм 1 – вывод случайных товаров присущих просматриваемой категории
Алгоритм 2 – Имеет дополнительные опции:
Вывод последних шести товаров поступивших в продажу
Вывод случайных товаров
Если пользователь авторизирован, то поисковый робот анализирует его предыдущие заказы. В соответствие с номерами заказов производится выборка и суммирование количества товаров в рамках категории во всех заказах пользователя. Затем производится группировка категорий и сопоставление им суммы товаров из заказов пользователя. Далее идет выборка категории имеющей максимальное количество товаров. Следующим шагом является то что поисковый робот выводит контекстную рекламу из ходя из настроек. Алгоритм 1 – вывод случайных товаров из категории товаров интересующих пользователя. Алгоритм 2 – вывод случайных товаров из категорий товаров, на которые пользователь не обратил внимания.
Рис. 2. Блок-схема работы поискового робота анализирующего интересы клиентов
Если пользователь авторизовался и не производил заказы или администратор удалил категорию товаров, которая интересна пользователю, то поисковый робот выводит случайные шесть товаров из просматриваемой категории.
После тестирования поискового робота данный алгоритм был адаптирован в функцию вывода подробной информации о товаре.
Разработанный робот для анализа интересов клиента имеет возможности расширения функциональных настроек.
При небольшой модернизации данный робот может устанавливаться в различные CMS путем установок модуля. Каждая CMS имеет свою архитектуру и особенности установки новых модулей. Для реализации данного модуля необходимо изучить работу конкретной CMS и создать модуль исходя из её архитектуры. После создания модуля, возможно, сделать бесплатный вариант с ограниченным функционалом, проверить его на эффективность и работоспособность. После тестового периода и исправления всех недочетов, возможно, реализовать платные модули с дополнительными настройками с учетом пожеланий заказчика.