Потери мощности в приводе металлорежущего оборудования складываются из потерь на трение в подшипниках NT’, мощности, затрачиваемой на трение скольжения в зубьях NT’’, и мощности, затрачиваемой на перекатывание зубьев друг по другу NT’’’:
. (1)
Повышение КПД зубчатой передачи возможно при уменьшении величины NT’’ путем снижения скорости скольжения зубьев:
, (2)
где FCK – сила трения скольжения; VCK – скорость скольжения.
Снижение скорости скольжения можно достичь путем рационального выбора коэффициентов смещения шестерни и колеса:
(3)
где ω1, ω2 – угловые скорости шестерни и колеса; l – расстояние от мгновенного центра вращения в относительном движении колес до точек соприкосновения профилей.
После преобразований получаем выражение мощности трения скольжения зубьев:
(4)
при этом α=20° – угол исходного профиля; αw – угол зацепления; rb1, rb2 – радиусы основных окружностей шестерни и колеса; ra1, ra2 – радиусы окружностей вершин зубьев колес. Условие σН ≤ [σН] является ограничивающим фактором при подборе коэффициентов х1 и х2 с целью минимизации потерь мощности на скольжение зубьев NT’’.