Транспорт является важнейшей отраслью, обеспечивающей базовые условия жизнедеятельности всего общества. Вместе с тем современный транспортный комплекс (далее – ТК) по диапазону и уровню возможных угроз как техногенного и природного характера, так и угроз совершения актов незаконного вмешательства 1 (далее – АНВ) относится к числу наиболее критических объектов. Это объясняется возрастанием транспортных перевозок опасных грузов, высокой степенью изношенности и аварийности объектов ТК, увеличением интенсивности движения транспорта, ростом дорожно-транспортной аварийности, фактом совершенствования методов и способов противоправной деятельности преступных формирований (в первую очередь, террористических организаций) по отношению к ТК. Задача обеспечения транспортной безопасности является насущной потребностью, от её решения существенным образом зависит национальная безопасность страны.
Для реализации мер по обеспечению безопасности на транспорте в соответствии с Указом Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» в июле 2010 г. Правительством РФ принята Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте на 2010 – 2013 гг. Одним из основных элементов создаваемой комплексной системы является система профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности, способных в комплексе обеспечить адекватное противодействие угрозам совершения АНВ (в том числе террористической направленности), а также угрозам техногенного и природного характера на транспорте. Потребность в таких кадрах велика. По предварительной оценке [1], только в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства потребность в специалистах по транспортной безопасности составляет 86,2…122,2 тыс. чел., в том числе с высшим профессиональным образованием – 4,9…6,8 тыс. чел.
В настоящее время система профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности только формируется. В работе [1] обоснована целесообразность осуществления подготовки кадров с высшим профессиональным образованием (бакалавров и магистров) в области транспортной безопасности в рамках направления 280700 «Техносферная безопасность»2 (с учётом специфики разных видов транспорта). Указанное направление динамично развивается в нашей стране, сегодня обучение ведётся по восьми профилям (табл.) более чем в 150 вузах России, контингент обучающихся превышает 15 тыс. чел., а выпуск профессиональных кадров составляет около 3 тыс. чел. ежегодно [2, 3].
1 Акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности ТК, повлёкшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
2 Впервые подготовка в области техносферной безопасности началась в 1994 г. с открытия специальности «Безопасность жизнедеятельности.
Таблица
Профили направления подготовки 280700 «Техносферная безопасность»
Код профиля |
Наименование профиля |
280701 |
Безопасность жизнедеятельности в техносфере |
280702 |
Безопасность технологических процессов и производств |
280703 |
Безопасность труда |
280704 |
Инженерная защита окружающей среды |
280705 |
Охрана природы и ресурсосбережение |
280706 |
Пожарная безопасность |
280707 |
Защита в чрезвычайных ситуациях |
280708 |
Радиационная и электромагнитная защита |
280709* |
Транспортная безопасность |
* Профиль, предложенный авторами [1]
В Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) подготовка кадров в области защиты окружающей среды в автотранспортном комплексе ведётся с 1995 г. Сначала – в рамках специальности 330200 «Инженерная защита окружающей среды», а с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (с 2011 г.) – по образовательной программе профиля подготовки 280704 «Инженерная защита окружающей среды» направления 280700 «Техносферная безопасность». Подготовлено более 220 инженеров-экологов, работающих по специальности как в отечественных, так и зарубежных фирмах и организациях, в федеральных министерствах и ведомствах. Многие выпускники открыли свой бизнес [4].
В 2014 году МАДИ планирует осуществить первый набор абитуриентов для обучения (по очной форме) по профилю «Транспортная безопасность» направления 280700 «Техносферная безопасность» – за счёт средств федерального бюджета.
Для обеспечения учебного процесса специалистами кафедры «Техносферная безопасность» МАДИ разработаны основные образовательные программы высшего профессионального образования подготовки бакалавров и магистров по транспортной безопасности (с учётом специфики объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства). При этом в максимально возможной степени были использованы адаптированные к новым требованиям научные, учебно-методические разработки, созданные на протяжении последних 20 лет при подготовке кафедрой специалистов по инженерной защите окружающей среды в автотранспортном комплексе. В настоящее время разрабатываются методические рекомендации, конспекты лекций, учебные пособия и учебники по отдельным дисциплинам [5].