В рамках выполнения раздела «Производственная и экологическая безопасность» дипломного проекта рассмотрено влияние на окружающую среду технологий и материалов, применяемых в аэропортах при противогололёдной обработке искусственных покрытий взлётно-посадочных полос (далее – ВПП), а также противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов (далее – ВС). Заметим, что наиболее изучены вопросы воздействия на среду мероприятий по зимнему содержанию автомобильных дорог [1], а не аэропортов.
В представляемой работе проведено сопоставление основных физических и экологических характеристик реагентов, применяемых для противогололёдных мероприятий. Показана необходимость отказа от использования токсичных моно- и диэтиленгликолей (С2Н6О2 и С4Н10О3), поскольку гликольсодержащие жидкости являются основными загрязнителями грунтовых вод близлежащих к аэропорту территорий пищевыми ядами.
Установлено, что основной технологической операцией, при которой происходит попадание токсичных гликолей на грунт, является противообледенительная предвзлётная обработка ВС.
В зимний период все токсичные жидкости с перронов, рулёжных дорожек, ВПП должны собираться и отправляться в подземную коллекторную систему. Перед отводом сточных вод в систему канализации необходима их доочистка до предъявляемых нормативных требований.
Наиболее перспективными направлениями по повышению экологической безопасности при применении противогололёдной и противообледенительной обработок в аэропортах являются: применение кальцийсодержащих ацетатов (в частности, кальциево-магниевого ацетата), а также создание систем сбора и переработки сточных вод.