Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Характерной чертой современного образования является резкое увеличение объема информации, необходимую усвоить учащемуся в процессе обучения. Уровни усвоения учебной информации – это мера овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками [2]. В.П. Беспалько выделяет следующие уровни усвоения учебной информации.

– Понимание – это нулевой уровень, при котором учащийся способен понимать новую для него информацию.

– Узнавание – первый уровень усвоения, при котором обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку или намек.

– Воспроизведение – второй уровень, при котором обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях.

– Следующий уровень усвоения это применение – способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях.

– Высшим (четвертым) уровнем усвоения является творчество – когда учащиеся демонстрирует умения осуществлять исследовательскую и изобретательскую деятельности в непредвиденных ситуациях[1].

В сентябре 2012 г. на базе МАОУ СОШ № 6 г. Тобольска нами было проведено исследование с целью определению уровня усвоения учебной информации по информатике учащимися 9-х классов. Результаты эксперимента показали, что ни один учащийся не достиг уровня творчества, при этом 52% ребят имеют нулевой уровень, 27% – первый уровень, 15% – второй уровень, 6% – третий уровень. Результаты педагогического эксперимента, анализ педагогической литературы, свидетельствует о том, что уровень усвоения учебной информации по информатике школьниками не высокий.

Одним из направлений повышения уровня усвоения учебной информации является внедрение интерактивных методов обучения. На сегодняшний день в образовательных учреждениях недостаточно используется интерактивные методы. Е.А. Марон считает, что основной причиной является отсутствие адекватных методик применения и массового опыта использования интерактивных методов обучения как средства развития самостоятельности.

Под «интерактивными методами» понимаются методы, характеризующиеся двусторонним обменом информацией между обучаемыми и преподавателем, и способствующие более активной и творческой работе учеников, раскрывающей их потенциалы [3]. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия.

Как показывает педагогический опыт, наиболее часто при обучении информатике применимые такие интерактивные методы, как: метод проектов, работа в малых группах, эвристическая беседа, дискуссия, мозговой штурм, деловая игра, ролевая игра, синквейн или медленное погружение, микрофон, конкурсы практических работ с их обсуждением и др. В таблице 1 представлены интерактивные методы обучения, которые можно применять при проведении уроков по информатике в девятом классе (по учебнику Н.Д. Угринович).

Таблица 1

Интерактивные методы обучения информатике (9 класс)

Тема урока

Методы обучения

Техника безопасности в кабинете информатики

Синквейн, микрофон

Кодирование текстовой информации

Мозговой штурм

Создание документов в текстовых редакторах

Микрофон

Ввод и редактирование документа

Мозговой штурм

Сохранение и печать документов

Деловая игра

Таблицы

Синквейн

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Мозговой штурм

Перевод чисел в системах счисления

Метод визуализации

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Деловая игра, микрофон

Электронные таблицы

Метод проектов

Построение диаграмм и графиков

Метод визуализации

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Мозговой штурм

Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB

Микрофон

Растровая и векторная графика

Синквейн

Графические редакторы

Метод проектов

Растровая и векторная анимация. Анимация в презентациях

Баскет-метод

GIF –анимация

Метод визуализации

Кодирование и обработка звуковой информации

Микрофон

Цифровое фото

Метод проектов

Цифровое видео

Метод проектов

 

При изучении темы «Графические редакторы» мы использовала метод проектов. Учащимся на выбор были предложены темы: «Растровый или векторный графические редакторы», «Инструменты рисования растрового или векторного графических редакторов». В рамках выполнения проекта учащиеся изучали теоретический материал, составляли реферат, в ходе зашиты проектов учились отставить свою точку зрения, вести дискуссию.

А так же на уроках информатики целесообразно использовалась интерактивные доски и предлагать учащимся задания творческого характера. Например, восстановить на интерактивной доске интерфейс графического редактора (тема «Графические редакторы»). Используя инструмент «Произвольный выбор» собрать основные элементы графического редактора.

В конце учебного года мы снова определили уровни усвоения учебной информации по информатике девятиклассниками школы № 6 г. Тобольска. В контрольной группе (уроки проводились по традиционной форме) результаты фактически остались прежними. В контрольной же группе прослеживается повышение уровня усвоения учебной информации: количество учащихся, освоивших высший уровень увеличилось на 29%; количество учащихся, владеющих первым (низшем) уровнем уменьшилось на 37%.

Как показали результаты проведенного нами исследования, систематическое использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе способствует повышению уровня овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками.