Морские перевозки зерна превышают 10% его ежегодных мировых сборов. Круп-нейший экспортный рынок зерна формируется в Северной Америке (100 - 120 млн. т), где вывоз зерна из США составляет 90 - 100 млн. т ежегодно. Треть посевных площадей США засевается специально для продажи за границу.
Основным регионом – импортером зерна является Азия (годовой объем 100 млн. т), где наибольший объем потребляет Китай (36 млн. т) Япония (29 млн. т), и страны Юго-Восточной Азии. Большой экономический эффект дает работа контейнерных линий, на ко-торых курсируют контейнеровозы, а в портах созданы высокомеханизированные контей-нерные терминалы.
Перевозка зерна осуществляется в вкладышах полипропиленовых для контейнеров.
Контейнерные вкладыши лайнер-бег, применяются для перевозки сыпучих и нава-лочных грузов в морских контейнерах (20 и 40 футов). Они предназначены для защиты гру-за от контакта с внутренней поверхностью контейнера, а также защиты внутренней поверх-ности контейнера от контакта с грузом.
Широкая номенклатура насыпного груза перевозится в лайнер-бегах:
- непищевые (минеральные удобрения, калийные удобрения, полимерные гранулы, цемент, коагулянты, кокс металлургический, глинозем, сера и др.);
- пищевые (зерно и зерновые культуры, бобовые культуры, сахар, крахмал, мука, шрот, жмых, соль, солод и др.).
Максимальная загрузка и использования всего полезного объем контейнера позволя-ют перевозить большее количество продукта в морском контейнере, а также отсутствие пе-ревалки расширяет географию поставок. Транспортировка зерна лайнер-бегах позволяют исключить количественные и качественные потери груза, а также уборку и зачистку кон-тейнеров. Низкая стоимость контейнерного вкладыша лайнер-бег и транспортные расходы на их доставку позволяют существенно снизить транспортную составляющую в цене зерна. Лайнер-беги изготавливаются из материалов, которые легко принимаются на вторичную переработку, поэтому у перевозчика нет проблем с их утилизацией.
Удобные и простые способы загрузки для отправителя и выгрузки для получателя способны увеличить объемы поставок.
Загрузка перевозимого груза может осуществляться несколькими способами, удоб-ными для предприятия-отправителя. Схема элементов загрузки и выгрузки лайнер-бега представлена на рисунке 1.
Загрузка контейнерного вкладыша может производиться с помощью пневматического (рисунок 2), шнекового или ленточного транспортера, а также из бункера (силоса) самотеком.
Выгрузка лайнер-бега производится с использованием пневматического (рисунок 3) или шнекового транспортера, методом гравитации.
Рисунок 1 – Схема элементов загрузки и выгрузки лайнер-бега
Рисунок 2 – Загрузка лайнер-бега
Рисунок 3 – Выгрузка лайнер-бега