Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

При больших стабильных грузопотоках навалочных грузов, предназначенных для отправления, применяют специализированные перегрузочные комплексы, состоящие из узла разгрузки вагонов (вагоноопрокидыватели), конвейерных линий для подачи груза на склад, складского штабелеукладчика (стаккера), машин для расформирования штабеля (реклаймеров), конвейеров для подачи груза на причал, кордонных перегружателей непрерывного действия (один или два). Комплексы для перегрузки угля включают еще и узел сортировки угля перед подачей его на склад. С помощью специализированного комплекса для загрузки навалочных грузов на суда можно производить одновременно разгрузку вагонов с подачей груза на склад и расформирование штабеля с подачей груза на судно, или груз может из вагонов непосредственно подаваться на кордонные установки, а через них на судно.

Для разгрузки полувагонов на специализированных комплексах применяются торцевые и боковые вагоноопрокидыватели. Торцевые вагоноопрокидыватели разгружают полувагон через торцевые двери, поэтому обычные полувагоны не могут разгружаться на них, так как они имеют торцевые двери, открывающиеся вовнутрь. Боковые вагоноопрокидыватели делятся на три группы: башенные, роторные и комбинированные, которые нашли применение в отечественных портах. Производительность вагоноопрокидывателей составляет до 20 вагонов в час, при общем количестве обслуживающего персонала 3 – 5 человек.

Для обслуживания открытых складов специализированных комплексов с навалочными грузами применяются установки, имеющие узкую специализацию.

Для формирования штабеля используются штабелеукладчики - стакеры, представляющие собой передвижную установку на гусеничном или рельсовом ходу с поворотной частью, на которой закреплен отвальный конвейер с переменным вылетом до 40 м.

Вдоль склада проходит стационарный ленточный конвейер, с которого груз попадает в отвальный конвейер стакера при помощи сбрасывающей тележки и одного или двух наклонных конвейеров. Производительность стакеров достигает 7000 т/ч. Для расформирования штабеля применяется специальные машины – реклаймеры, которые в отличие от стакеров на конце уравновешенного конвейера с переменным вылетом имеют заборное устройство в виде роторного ковшевого колеса или скребкового конвейера. Для передачи груза на стационарный ленточный конвейер, проходящий вдоль склада, реклаймер снабжен передвижным бункером. Производительность реклаймеров достигает 1500 т/ч.

Для приема на склад и отгрузки угля со склада используются комбинированные мостовые стакер-реклаймеры с одинаковой производительностью как в режиме стакера, так и в режиме реклаймера.

Стаке-реклаймер представляет собой конструкцию, состоящую из моста, опирающегося на шарнирные жесткие опоры, которые установлены на ходовые тележки. При помощи ходовых тележек комбинированный стакер-реклаймер передвигается по рельсовому пути вдоль склада. Колея стакер-реклаймера – 51 м. По мосту поперек угольного штабеля передвигается тележка, на которой установлен реклаймер с роторно-ковшевым грузозахватным органом. Два зачерпывающих роторных колеса и наклонные ленточные конвейеры расположены на уравновешенных стрелах. Штабели представляют собой усеченную пирамиду. Забор груза со склада осуществляется роторным колесом, установленным на конце стрелы машины.

Уголь доставляется в галерею для разгрузки в специальных вагонах. В нижней части кузова устроены люки, централизованно открывающиеся с помощью пневматической системы. В галерее одновременно размещается восемь вагонов. Выгрузочные люки открываются одновременно. Груз высыпается в приемные бункера, а из них – на два ленточных конвейера, проложенных под полом галереи, по сторонам от железнодорожного пути. С этих конвейеров груз передается на два поперечных конвейера, с которых он направляется либо на склад, либо на погрузочную галерею, а с нее на судно.

Для погрузки угля в транспортные суда используется мобильная судопогрузочная машина непрерывного действия производительностью 5000 т/час. Машины устанавливаются на причале и передвигаются вдоль всей линии кордона. Колея судопогрузочной машины – 10,5 м, вылет – 32,0 м. Уголь через систему конвейеров поступает на приемный конвейер судопогрузчика и по телескопической выпускной трубе, оборудованной системой обеспыливания, размещается на судне. При переходе с трюма на трюм и для подачи различных сортов угля требуется полная остановка системы.

При работе оборудования на открытых площадках во время ветра происходит интенсивное пыление груза, борьба с которым осуществляется посредствам орошения штабелей угля раствором водной суспензии гашеной извести. Кроме того, для этих же целей осуществляется послойная укладка угля в штабель слоями толщиной 1,5 м, с равномерным уплотнением каждого слоя груза. В процессе грузовых операций судно не должно иметь крена, а штивка груза должна выполняться так, чтобы не возникло скручивающих моментов в корпусе судна.