Радиоэлектронная аппаратура (РЭА) очень распространена в наше время, она окружает нас на работе, в быту, без неё уже немыслим процесс обучения в университете. Именно поэтому и появляется устойчивый интерес к ее устройству, а, следовательно, и к такому курсу, как электромонтажный практикум.
Во время теоретических занятий мы были ознакомлены с правилами техники безопасности при проведении электромонтажных работ, с видами поражений электрическим током, правилами оказания первой помощи. Также нам объяснили азы электромонтажа РЭА, правила пайки и т.д. Были подробно изучены техпроцессы пайки, формовки, виды припоев, отличительные особенности различных припоев, паяльных паст. Флюсов, в том числе применяемых при бессвинцовых технологиях электромонтажа. Более детально были рассмотрены вопросы технологии печатного монтажа с применением односторонних и двухсторонних печатных плат (ПП). От правильного выбора технологии изготовления платы в большей степени зависит качество РЭА в целом. Кроме изготовления подложки ПП нужно еще нанести рисунок самой платы, то есть токоведущие дорожки, с учетом расположения всех элементов и их выводов, и защитную маску, основным назначением которой является защита токопроводящих поверхностей от окисления и случайного замыкания при монтаже электрорадиоэлементов (ЭРЭ). После этого нужно подготовить ПП к установке на нее ЭРЭ. При установке радиоэлементов мы пользовались сборочными чертежами и спецификациями к ним. Правильно пользоваться этими документами нам позволило изучение структуры и назначения единого стандарта конструкторской документации (ЕСКД). В процессе изучения стандартов, входящих в ЕСКД, с помощью преподавателя мы научились читать схемы электрические функциональные и принципиальные, узнали условные графические обозначение элементов этих схем.
Мы узнали разновидности ЭРЭ начиная от пассивных, таких как резисторы, конденсаторы и заканчивая сложными полупроводниковыми структурами, такими как ПЛИС. Подробно рассмотрели технологии монтажа каждого из этих ЭРЭ и методы антистатической защиты при их монтаже. Изучили маркировку ЭРЭ, в том числе маркировку компонентов поверхностного монтажа (SMD). Отдельно были озвучены вопросы формовки выводов ЭРЭ. Формовка ЭРЭ – это технологическая операция, определяющая требуемые положения выводов ЭРЭ, может выполняться как с помощью ручного инструмента, так и с помощью специально изготавливаемых приспособлений.
В практическую часть входила непосредственно пайка. Этот курс хорош тем, что студентов научили практическим навыкам электромонтажа. Паяние, по мнению наших сокурсников, это увлекательный и интересный процесс, особенно когда знаешь что должно получиться и шаг за шагом стараешься добиться результата. Внимательное изучение схемы и кропотливая работа являются основополагающей успеха в процессе электромонтажа. Мы самостоятельно пробовали монтировать элементы на ПП с помощью обычного паяльника и припоя. Еще мы принимали участие в электромонтаже элементов с помощью паяльной станции. Паяльник и паяльная станция немного отличаются по назначению. Если паяльником можно припаять с помощью обычного припоя средние и большие по размеру детали, то для мелких деталей лучше подходит специализированная паяльная станция. При пайке горячим воздухом SMD компонентов, с помощью паяльной станции, применяются специальные паяльные пасты, в структуре которых содержаться крохотные шарики припоя.
Также при пайке используются паяльные флюсы. В качестве паяльных флюсов используются неметаллические вещества различного химического состава, предназначенные для удаления с паяемых металлов и припоя окисных пленок, предотвращения образования их в процессе нагрева, для снижения поверхностного натяжения жидкого припоя и для защиты подготовленных к пайке поверхностей от воздействия внешней среды.
Результатом практической части курса стали спаянные электронные устройства (рисунок 1 ).
Рис.2. Схема деформации щеки коленчатого вала
а) |
б) |
|
в) |
г) |
|
Рисунок 1 – Практическая работа студентов группы 08К1; |
В настоящее время все чаще проявляется интерес к РЭА, поэтому дисциплина электромонтажный практикум была очень интересной, познавательной и занимательной.
Недостатками в данном курсе является отсутствие специализированной современной лаборатории, и очень жаль, что в курсе предусмотрено малое количество как теоретических, так и, особенно, практических занятий.