Лесной комплекс России представляет собой совокупность видов экономической деятельности от создания лесных насаждений и заготовки круглых лесоматериалов (как результат рубки спелой древесины) до производства пиломатериалов, бумаги, картона и других видов продукции глубокой механической и химической переработки древесного сырья. Значительна его роль в экономике страны (на его долю приходится более 6 % валовой продукции, 12 % доходной части государственного бюджета), тем не менее со стороны государства ему уделялось недостаточно внимания по сравнению с другими секторами экономики, связанными с использованием и воспроизводством природных ресурсов и, как следствие, остаточный принцип в инвестировании его развития не позволяет в полном объеме создать современную техническую базу в лесной, деревоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Поэтому требуется усиление государственного регулирования инвестиционной деятельности в области освоения лесов.
Одним из направлений этой деятельности было принятое постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. №419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (с изменениями от 1 ноября 2012 г.). В настоящее время в перечень приоритетных включено 63 проектов с объемом заявленных инвестиций 411,8 млрд. руб. и объемом перерабатываемого сырья 72,0 млн. куб. м. Сроки строительства объектов и ввода их в действие предусмотрены в ближайшие 10 лет, начиная с 2009. В первые четыре года (2009-2012) должно реализовываться по 9 проектов, затем по 8 (2012-2013), пять проектов – в 2015, три в – 2017 и по одному – в 2016 и 2018гг.
Источниками финансирования предусмотрены:
– собственные средства предприятий лесного сектора – 26 %;
– заемные средства – 69 %;
– государственная поддержка – 5 %.
В табл. 1 рассмотрены объемы конечной продукции, предусмотренные к выпуску при реализации приоритетных инвестиционных проектов.
Таблица 1
Объемы конечной продукции, предусмотренные к выпуску при реализации приоритетных инвестиционных проектов
Вид продукции |
Всего |
В том числе по годам |
||||
2008-2009 |
2010-2011 |
2012-2013 |
2014-2015 |
2016-2018 |
||
Пиломатериалы, тыс. м3 |
6250,8 |
772,6 |
1003,2 |
2112,6 |
2246,4 |
116 |
Клееный брус, тыс. м3 |
542,7 |
60,1 |
88 |
120,6 |
179 |
95 |
ДСП, тыс. м3 |
1108 |
558 |
140 |
150 |
260 |
- |
Шпон, тыс. м3 |
594,3 |
30,3 |
452 |
- |
37 |
65 |
Бумага, тыс. т |
1507 |
- |
- |
412 |
950 |
145 |
Картон, тыс. т |
1274 |
- |
- |
1274 |
- |
- |
Паркет, тыс. м2 |
2146 |
- |
- |
1857 |
100 |
189 |
Поддоны, тыс. шт. |
1582,2 |
1200 |
140 |
143 |
99,2 |
- |
Столярные и другие изделия, тыс. м3 |
669,9 |
150,6 |
319 |
140 |
60,3 |
- |
Следует отметить, что производимая продукция, согласно выполненным маркетинговым исследованиям, будет пользоваться повышенным спросом как на внешнем, так и внутреннем рынках.
Реализация проектов в области освоения лесов требует больших объемов инвестиций, прежде всего, направляемых на создание и расширение производственных мощностей, реконструкцию действующего производства, а также в социальную сферу, связанную с ростом квалификации работников, их здравоохранением и культурно-бытовым обеспечением [3, с. 35].
Была выполнена группировка проектов по объемам инвестиций, результаты которой приведены в табл. 2.
Таблица 2
Группировка проектов по объемам инвестиций и источникам финансирования
Объемы инвестиций, млн. руб. |
Кол-во проектов |
В том числе по источникам финансирования |
Срок окупаемости инвестиций |
||
Собственные средства |
Заемные средства |
Гос. поддержка |
|||
До 500 |
13 |
6 |
11 |
1 |
2,8-7,8 |
501-1000 |
10 |
9 |
10 |
- |
4-6,9 |
1001-3000 |
21 |
16 |
16 |
2 |
3,7-8 |
3001-5000 |
4 |
3 |
6 |
- |
4,2-7,2 |
5001-15000 |
8 |
8 |
8 |
1 |
5-10 |
15001-30000 |
2 |
- |
2 |
- |
5,3-7,1 |
30001-45000 |
1 |
1 |
1 |
- |
8,4 |
45001-60000 |
1 |
1 |
1 |
- |
10 |
60001-75000 |
2 |
1 |
2 |
1 |
9-13,5 |
Итого |
63 |
45 |
57 |
5 |
- |
Как видно из таблицы, преобладают проекты, объемы инвестиций у которых не превышают 3 млрд. руб. Крупных проектов – всего 3, где объемы инвестиций превышают 30 млрд. руб. [2, с. 53].
Анализ источников финансирования показал, что большинство проектов основываются на использовании как собственных средств, так и заемных преимущественно у частного бизнеса. Государственная поддержка имеется только у пяти проектов, причем в незначительных объемах (12,34 млрд. руб., что соответствует 5 % от общего объема инвестирования). Сроки окупаемости капитальных вложений анализируемых приоритетных проектов низкие и составляют 5-6 лет.
Экономический механизм частно-государственного партнерства в области создания лесоперерабатывающей инфраструктуры должен совершенствоваться, путем решения следующих задач: повышения инвестиционной привлекательности лесных регионов, определение порядка действий в случае, когда два или более инвестора претендуют на один и тот же лесной участок или когда заявителю требуются лесные участки, расположенные в различных субъектах федерации. Приход инвестиций в отрасль позволит сделать качественный скачок в использовании лесов и, соответственно, повысить уровень ведения лесного хозяйства.