Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Лесной комплекс России представляет собой совокупность видов экономической деятельности от создания лесных насаждений и заготовки круглых лесоматериалов (как результат рубки спелой древесины) до производства пиломатериалов, бумаги, картона и других видов продукции глубокой механической и химической переработки древесного сырья. Значительна его роль в экономике страны (на его долю приходится более 6 % валовой продукции, 12 % доходной части государственного бюджета), тем не менее со стороны государства ему уделялось недостаточно внимания по сравнению с другими секторами экономики, связанными с использованием и воспроизводством природных ресурсов и, как следствие, остаточный принцип в инвестировании его развития не позволяет в полном объеме создать современную техническую базу в лесной, деревоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Поэтому требуется усиление государственного регулирования инвестиционной деятельности в области освоения лесов.

Одним из направлений этой деятельности было принятое постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. №419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (с изменениями от 1 ноября 2012 г.). В настоящее время в перечень приоритетных включено 63 проектов с объемом заявленных инвестиций 411,8 млрд. руб. и объемом перерабатываемого сырья 72,0 млн. куб. м. Сроки строительства объектов и ввода их в действие предусмотрены в ближайшие 10 лет, начиная с 2009. В первые четыре года (2009-2012) должно реализовываться по 9 проектов, затем по 8 (2012-2013), пять проектов – в 2015, три в – 2017 и по одному – в 2016 и 2018гг.

Источниками финансирования предусмотрены:

– собственные средства предприятий лесного сектора – 26 %;

– заемные средства – 69 %;

– государственная поддержка – 5 %.

В табл. 1 рассмотрены объемы конечной продукции, предусмотренные к выпуску при реализации приоритетных инвестиционных проектов.

Таблица 1

Объемы конечной продукции, предусмотренные к выпуску при реализации приоритетных инвестиционных проектов

Вид продукции

Всего

В том числе по годам

2008-2009

2010-2011

2012-2013

2014-2015

2016-2018

Пиломатериалы, тыс. м3

6250,8

772,6

1003,2

2112,6

2246,4

116

Клееный брус, тыс. м3

542,7

60,1

88

120,6

179

95

ДСП, тыс. м3

1108

558

140

150

260

-

Шпон, тыс. м3

594,3

30,3

452

-

37

65

Бумага, тыс. т

1507

-

-

412

950

145

Картон, тыс. т

1274

-

-

1274

-

-

Паркет, тыс. м2

2146

-

-

1857

100

189

Поддоны, тыс. шт.

1582,2

1200

140

143

99,2

-

Столярные и другие изделия, тыс. м3

669,9

150,6

319

140

60,3

-

Следует отметить, что производимая продукция, согласно выполненным маркетинговым исследованиям, будет пользоваться повышенным спросом как на внешнем, так и внутреннем рынках.

Реализация проектов в области освоения лесов требует больших объемов инвестиций, прежде всего, направляемых на создание и расширение производственных мощностей, реконструкцию действующего производства, а также в социальную сферу, связанную с ростом квалификации работников, их здравоохранением и культурно-бытовым обеспечением [3, с. 35].

Была выполнена группировка проектов по объемам инвестиций, результаты которой приведены в табл. 2.

Таблица 2

Группировка проектов по объемам инвестиций и источникам финансирования

Объемы инвестиций, млн. руб.

Кол-во проектов

В том числе по источникам финансирования

Срок окупаемости инвестиций

Собственные средства

Заемные средства

Гос. поддержка

До 500

13

6

11

1

2,8-7,8

501-1000

10

9

10

-

4-6,9

1001-3000

21

16

16

2

3,7-8

3001-5000

4

3

6

-

4,2-7,2

5001-15000

8

8

8

1

5-10

15001-30000

2

-

2

-

5,3-7,1

30001-45000

1

1

1

-

8,4

45001-60000

1

1

1

-

10

60001-75000

2

1

2

1

9-13,5

Итого

63

45

57

5

-

Как видно из таблицы, преобладают проекты, объемы инвестиций у которых не превышают 3 млрд. руб. Крупных проектов – всего 3, где объемы инвестиций превышают 30 млрд. руб. [2, с. 53].

Анализ источников финансирования показал, что большинство проектов основываются на использовании как собственных средств, так и заемных преимущественно у частного бизнеса. Государственная поддержка имеется только у пяти проектов, причем в незначительных объемах (12,34 млрд. руб., что соответствует 5 % от общего объема инвестирования). Сроки окупаемости капитальных вложений анализируемых приоритетных проектов низкие и составляют 5-6 лет.

Экономический механизм частно-государственного партнерства в области создания лесоперерабатывающей инфраструктуры должен совершенствоваться, путем решения следующих задач: повышения инвестиционной привлекательности лесных регионов, определение порядка действий в случае, когда два или более инвестора претендуют на один и тот же лесной участок или когда заявителю требуются лесные участки, расположенные в различных субъектах федерации. Приход инвестиций в отрасль позволит сделать качественный скачок в использовании лесов и, соответственно, повысить уровень ведения лесного хозяйства.