Незаконный оборот древесины в Российской Федерации приобрел угрожающие масштабы. Экспорт леса и лесоматериалов относится к числу наиболее криминогенных сфер внешнеэкономической деятельности.
Объем теневого сектора лесопромышленного комплекса, несмотря на проводимые правительством в данном направлении работы по разработке инструментов пресечения нелегального оборота лесопродукции, не уменьшается. Незаконные рубки являются одной из самых острых проблем российского лесного сектора. По различным данным, на них приходится от 10 до 35 % всей лесозаготовки в стране. В отдельных регионах России нелегальная заготовка древесины, либо сомнительное ее происхождение, не подтвержденное официальными документами, достигает 50 %.
Незаконная рубка лесов и нелегальный оборот заготовленной древесины наносят огромный ущерб эконoмике, ухудшaют имидж лeсной промышленности России и иностранных государств – потребителей российского круглого леса. Коррупция, нелегальные рубки и торговля нелегально заготовленной древесиной широко распространены в стране, но особенно актуальны для приграничных районов северо-запада, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Основной потребитель такого леса – Финляндия и Китай.
Проследить движение леса и определить стоимостные, количественные и качественные оценки от его вырубки, заготовки и транспортировки до таможенного оформления и вывоза за пределы таможенной территории России не представляется возможным в силу отсутствия координации действий между контролирующими органами. Необработанный лес фактически бесконтрольно вывозится за рубеж.
Главной же причиной незаконных рубок всегда была и остается бедность и нищета людей в лесных деревнях и поселках, и как следствие, безработица. Чаще всего людей толкает на различные правонарушения, в том числе незаконные рубки, неспособность найти законные способы, чтобы прокормить себя и семью, и отсутствие у них средств на переселение в более благополучное место. Ни одна страна в мире не искоренила незаконные рубки, не преодолев бедность сельского населения, сколь бы жесткими наказания за эти правонарушения ни были.
К вышеуказанному следует добавить такие причины, как: устойчивый рост на древесину, нeвыполнимые или прoтиворечивые трeбования лeсного законодательства, коррупция на местах и недостаток или отсутствие контролирующих органов (данная проблема знaчительно пoдавляет рaзвитие зaконного лeсного бизнeса и спoсобствует все большему рaзвитию нeзаконного).
Также одной из немаловажных причин неблагополучной ситуации в лесопромышленном комплексе является функционирование в данной сфере организованных преступных групп, лидеры которых проявляют к деятельности предприятий лесной и деревоперерабатывающей промышленности повышенной интерес, который обусловлен большой ликвидностью продукции. На предприятиях, находящихся под их контролем, повсеместно скрываются объемы лесозаготовок и выручка от реализации неучтенной продукции.
Наличие проблем в организации и осуществлении лесопользования в России во многом связано с отсутствием действенного контроля и комплексной системы мониторинга.
Решить проблему с незаконным оборотом древесины пытаются непосредственно на региональных уровнях.
Несмотря на активную борьбу с незаконной рубкой леса и нелегальным оборотом древесины, значительными сохраняются объемы незаконно заготовленной древесины в Иркутской области (265,8 тыс. куб. м), Красноярском (145,1 тыс. куб. м), Пермском (82,9 тыс. куб. м) краях, Свердловской (79,6 тыс. куб. м), Архангельской (75,6тыс. куб. м) областях, Приморском (61,0 тыс. куб. м), Хабаровском (53,4 тыс. куб. м) краях. Положительные результаты по снижению объемов незаконных рубок наблюдаются в Брянской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Смоленской, Ленинградской, Вологодской, Ульяновской, Кировской, Амурской, Нижегородской и других областях.
Что касается Воронежской области, то здесь по-прежнему самая высокая доля экологических преступлений приходится на незаконную рубку леса, и объем данных правонарушений имеет тенденцию к росту.
Действенного механизма государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом леса и лесоматериалов до настоящего времени не выработано. Правоохранительные органы продолжают фиксировать лишь отдельные элементы преступной деятельности, без исследования всего пути оборота нелегальной древесины, не выявляя причины и условия, способствующие возникновению криминального бизнеса.
Таможенный контроль за вывозом лесоматериалов малоэффективен, носит в основном формальный характер и основывается на сопоставлении сведений в грузовых таможенных декларациях и документах, представляемых в таможенные органы участниками внешнеэкономической деятельности.
Из-за отсутствия технических возможностей российская таможенная служба не в состоянии обеспечить действенный контроль и проверку легальности оборота экспортируемой лесопродукции. Это связано с тем, что до настоящего времени в обязательный пакет внешнеэкономической сделки с древесиной вообще не входят документы, подтверждающие легальность нахождения ее в обороте.
Выявлено, что отсутствие единой информационной государственной системы учета поставляемых на экспорт лесоматериалов от их вырубки до таможенного оформления препятствует проведению эффективного государственного контроля экспорта лесоматериалов, приводит к неоправданным трудовым, финансовым и временным затратам при проведении контрольных мероприятий как со стороны контролирующих органов, так и со стороны участников внешнеэкономической деятельности.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости разработки правовых основ государственной политики в сфере оборота круглых лесоматериалов, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях рационального использования лесов, защиты прав и законных интересов граждан, экономических интересов.
Действенное функционирование государственной системы контроля законности заготовки и оборота круглых лесоматериалов позволит с одной стороны, противостоять обороту незаконно заготовленных лесоматериалов и снизить негативные процессы, связанные с вывозом круглого леса за границу, с другой стороны улучшить инвестиционный климат в области лесопереработки в Российской Федерации.