Лесной комплекс России, который включает в свой состав лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины, занимает важное место в экономике страны. Леса России представляют собой один из важнейших возобновляемых природных ресурсов, составляют более четверти мировых запасов древесной биомассы и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции.
Имеющиеся запасы лесных ресурсов России позволяют обеспечить не только текущие и перспективные внутренние потребности страны в древесине и продуктах её переработки, но и значительно расширить экспорт лесных товаров.
Продукция лесного комплекса широко используется во многих отраслях промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, полиграфии, торговле, медицине. Объёмы производства и потребления мебели и бумажно-картонной продукции оказывают непосредственное влияние на социальное и культурное развитие общества [1].
Необходимо отметить, что лесной комплекс России очень сильно ощутил влияние мирового финансово-экономического кризиса. Появилось множество новых проблем, которые нужно решить в самое ближайшее время, поскольку конкурентоспособность нашей страны во многом обеспечивается продукцией лесного комплекса. Можно выделить следующие основные (системные) проблемы развития российского лесного комплекса:
– недостаточное развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья;
– недостаточная точность оценки потенциала лесных ресурсов;
– неэффективный контроль за использованием лесов;
– недостаточный объём лесохозяйственных мероприятий, который обусловлен низким техническим уровнем, дефицитом кадрового состава.
Основные факторы, побудившие возникновение вышеприведённых проблем: недостаточная точность учёта лесных ресурсов; истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта; неэффективность государственного лесного контроля на региональном уровне; значительные потери лесных ресурсов от пожаров; высокий уровень нелегального оборота древесины; неразвитая инфраструктура в лесах.
Приведём статистические данные по лесным ресурсам России (табл. 1), а также по охране и защите лесов (табл. 2).
Таблица 1
Лесные ресурсы России1) (по данным учёта на 1 января) [2]
1998 |
2003 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Площадь земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса, млн. га |
1178,6 |
1179,0 |
1181,9 |
1182,9 |
1183,7 |
1183,3 |
в том числе лесная |
882,0 |
883,0 |
890,8 |
891,9 |
892,0 |
891,8 |
из нее покрытая лесом |
774,3 |
776,1 |
796,2 |
797,0 |
797,5 |
797,1 |
Общий запас древесины, млрд. м3 |
81,9 |
82,1 |
83,3 |
83,6 |
83,5 |
83,4 |
1) По данным Рослесхоза. Государственный учёт лесного фонда до 2008 г. проводился один раз в пять лет, с 2008 г. – ежегодно по данным государственного лесного реестра.
Таблица 2
Охрана и защита лесов в России [2]
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Лесовосстановление, тыс. га |
973 |
812 |
877 |
872 |
828 |
837 |
812 |
в том числе искусственное (создание лесных культур) |
263 |
187 |
194 |
202 |
191 |
181 |
171 |
Защита лесов от вредных организмов биологическим методом, тыс. га |
538 |
511 |
520 |
420 |
317 |
150 |
227 |
Погибло лесных насаждений, тыс. га |
777 |
988 |
311 |
319 |
273 |
447 |
805 |
из них от лесных пожаров |
710 |
465 |
175 |
200 |
171 |
346 |
626 |
Число лесных пожаров1), тыс. |
22,4 |
19,2 |
32,5 |
17,8 |
26,3 |
23,2 |
34,8 |
Лесная площадь, пройденная пожарами1), тыс. га |
1329 |
845 |
1494 |
1036 |
2070 |
2112 |
2027 |
Сгорело леса на корню1), млн. м3 |
39,6 |
12,3 |
34,5 |
16,5 |
30,1 |
25,4 |
93,1 |
1) По состоянию на 1 ноября.
Можно выделить два возможных варианта развития лесного комплекса нашей страны: инерционный и инновационный.
Согласно инерционному варианту финансирование проектов развития лесного комплекса будет осуществляться с использованием собственных и привлечённых средств инвесторов. При этом варианте развития может произойти следующее: уменьшение конкурентоспособности российской лесобумажной продукции; снижение приемлемого уровня жизни населения, которое связанно трудовыми и иными отношениями с функционированием лесного комплекса; потеря способности лесного комплекса к функционированию в режиме интенсивного расширенного воспроизводства.
Инновационный вариант развития лесного комплекса базируется на следующих аспектах: ускорение инвестиционного процесса, направленного на создание новых лесопромышленных предприятий; масштабная технологическая модернизация производств, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий; существенный рост производительности труда; возрастание инновационной активности, освоение производства новой высокотехнологичной продукции; совершенствование государственной лесной политики в области управления лесами; интенсификация использования и воспроизводства лесов; усиление охраны и защиты лесов.
На наш взгляд, приемлемым вариантом развития лесного комплекса России является инновационный, так как его преимущества могут существенно усилить экономику всей страны.
Для решения проблем развития отечественного лесного комплекса необходимо:
– сформировать такую государственную лесную политику, которая отвечала бы интересам государства и общества;
– совершенствовать лесное законодательство;
– усилить контроль, а также повысить его эффективность в сфере лесного комплекса;
– организовать инновационное развитие и кадровое обеспечение лесного хозяйства;
– повысить эффективность использования бюджетных средств, выделенных на развитие лесного комплекса;
– принять жёсткие меры по борьбе с незаконной вырубкой лесов, нелегальной продажей древесины;
– предпринимать все усилия для искоренения коррупции в сфере лесного комплекса;
– создать чёткую программу возобновления лесных ресурсов.
Государство должно активно пропагандировать защиту лесов – важнейшего элемента экономики нашей страны, а также источника жизни.