Туризм, являясь сложной социально-экономической системой, в которую вовлечено большое количество ресурсов с разнообразными связями между ними, обладает, как и любая другая отрасль, социально-экономическими проблемами, которые подсилу решить только с помощью грамотного и эффективного государственного регулирования, обеспечивающего правильное и необходимое взаимодействие всех участников туристического процесса. Поэтому именно с помощью институциональных факторов, учитывающих состояние законодательной базы, можно регулировать развитием сферы туризма. Соответствие законодательной базы современному состоянию туротрасли также способствует устойчивому развитию туризма в ряде регионов, укрепляя тем самым экономику страны и национальную культуру.
Как правило, государственное регулирование сферы туризма заключается в разработке и принятии основных правил организации и развития туристского бизнеса в стране. Важными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие различных видов туризма в стране.
Так как существует большое разнообразие способов государственного регулирования туристской деятельности, их реализацию можно распределить по основным направлениям: совершенствование методов государственного регулирования, государственная поддержка, создание условий для формирования устойчивого развития сферы туризма, повышение координирующей роли федеральных органов исполнительной власти в области туризма. Рассмотрим некоторые из них.
Координацию туристской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ [1] «Об основах туристской деятельности в РФ» «осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма». Этим органом являлось Министерство экономического развития и торговли и подчиненный ему Департамент туризма. Указом президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [2] туризм перешел в ведение Министерства здравоохранения и социального развития и подчиненного ему Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму. В Государственной Думе туризм введен в Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму. Этим подчеркивается экономическая значимость сферы туризма. В субъектах Федерации регулирование данного вида деятельности, как правило, осуществляется региональными министерствами, комитетами по физкультуре, спорту и туризму и другими органами.
В результате преобразования туристской администрации появляются новые, наиболее эффективные управленческие структуры, повышается значимость прав и интересов туристов, выявляются главные направления и способы устойчивого развития сферы туризма в стране.
Устойчивое развитие туризма является определяющим принципом при формировании структуры регулирования туристской деятельности. В разных международных документах используется как понятие «устойчивого развития туризма», так и сформулированы основные положения Концепции устойчивого развития, указывающие на то, что устойчивое развитие должно учитывать социальные и экономические, экологические факторы, живую и неживую ресурсную базу, долгосрочные и краткосрочные преимущества и недостатки альтернативных действий.
Основные положения «устойчивого развития туризма» закреплены во Всемирной хартии «Об устойчивом развитии туризма», принятой Всемирной конференцией по устойчивому развитию туризма под эгидой ООН на Канарских островах в 1995г. Также в мае 2001г. в Малайзии принят кодекс устойчивого туризма. Данные принятые документы отдают свое предпочтение в туристической отрасли делу укрепления мира, развитию межгосударственных отношений, а также росту взаимопонимания между народами. В особенности огромное значение придается развитию экологического и культурного туризма.
Отметим, что при формировании политики и стратегии устойчивого развития отрасли туризма необходимо учитывать следующие особенности:
Культурное наследие и традиции локального населения.
Охрану окружающей среды.
Взаимосвязь между природной окружающей средой, культурой и человеком в экологически чувствительных местах.
Тесное сотрудничество правительства, населения, промышленности и разного рода организаций (правительственных и неправительственных).
Согласно Всемирной хартии устойчивое развитие туризма является контролируемым процессом, предусматривающим глобальное управление «…ресурсами с целью обеспечения их жизнеспособности, создавая, таким образом, возможность сохранения нашего природного и культурного богатства, включая охраняемые зоны».
Важно отметить, устойчивое развитие отрасли туризма обеспечивает устойчивость экономики. «Глобальный этический кодекс туризма», принятый в 1991 г. призывает всех участников туристского процесса «охранять природную среду и ресурсы в целях обеспечения здорового, поступательного и устойчивого экономического роста на благо равноправного удовлетворения потребностей и стремлений сегодняшний и завтрашних поколений».
Что же касается российского права, то в нем не существует понятия устойчивого развития туризма, как в зарубежной практике. Его отличительной особенностью является то, что оно регулирует туристскую деятельность через нормы других отраслей права, таких как: конституционное, административное, гражданское, земельное, финансовое и пр.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» основой устойчивого развития «является необходимость обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации». Это предполагает следующее:
Формирование открытого общества.
Создание системы стимулирования хозяйственной деятельности.
Установление пределов ответственности за экологический результат хозяйственной деятельности.
Таким образом, только при вышеназванных условиях возможно экологически приемлемое, экономически жизнеспособное, социально и этически сбалансированное развитие отрасли туризма в стране, то есть становление ее на путь устойчивого развития.