Каждое государство стремится получить максимальную выгоду в международной торговле, поддержать своего производителя, найти новые пути в конкурентной борьбе. В период экономических кризисов правительства особенно тщательно продумывают протекционистскую политику, зачастую прибегая к не вполне разрешенным методам.
Целью работы является анализ соотношения мер протекционизма и политики свободной торговли в развитых странах и странах третьего мира в условиях глобального экономического кризиса. Необходим анализ тенденций глобального протекционизма и что еще более важно, его последствий для экономического роста.
Экономический кризис, начавшийся в 2008 году и продолжающийся до настоящего момента в некоторых странах, по своему значению и негативному влиянию превзошел обычные циклические колебания, перейдя из локального финансового кризиса в США в глобальный экономический кризис. Ведущие страны мира незамедлительно стали разрабатывать и применять коллективные антикризисные меры. Кризис сильнейшим образом оказал влияние на все экономические процессы, особенно на торговую политику стран. А вместе с этим обострилась проблема протекционизма. Сокращение экспорта и импорта в развитых и развивающихся странах привело к изменениям в политике протекционизма.
После трех десятилетий неуклонного прогресса на пути либерализации международной торговли, в ходе которого был отмечен отказ от политики протекционизма, вопрос о протекционизме вдруг вернулся в экономическую и политическую повестку дня.
В условиях кризиса 2008 года заметно усилилось протекционистское воздействие на многие развитые и развивающиеся государства, в ответ ими был принят ряд протекционистских мер. Германия и другие государства-члены ЕС, а также Россия, Аргентина, Индия и Бразилия ввели протекционистские меры. Означает ли это тотальный рост протекционизма? По сравнению с Великой депрессии 1930-х годов, в ходе нынешнего глобального финансового кризиса было введено значительно меньше протекционистских мер. По данным ВТО в 2010 году менее 1 % мирового импорта попало под влияние протекционистских мер.[2] Столь незначительное влияние протекционизма обусловлено тем, что правительства ведущих стран мира проводили скоординированную политику по сдерживанию протекционистского давления и борьбы за сохранение открытости мировой торговли. В подтверждение этого в ноябре 2010 года в Сеуле на встрече Группы 20 подписан документ, в котором говорится, что до конца 2013 года необходимо придерживаться обязательств по неприменению и свертыванию протекционистских мер, несовместимых с правилами ВТО.
Крупнейшие экспортеры – Китай, ЕС и США наиболее страдают от различных торговых барьеров. В будущем, учитывая риск дальнейшего ухудшения экономического положения в мире и опасность войны валют, еще больше внимания будет уделено введению протекционистских мер и их предупреждению в отношении развивающихся стран – в частности, потому, что торговля имеет важнейшее значение для их экономического развития.
Подписание документов, соглашений и обязательств способствует контролю за ростом протекционизма, но в то же время это провоцирует глобальное увеличение применения скрытых методов протекционизма. [1]Использование более тонких, скрытых протекционистских мер, например, для спасения своих фирм или манипулирования валютами получило особое название – «Мрачный протекционизм» (Gloomy of the protectionism). Так, например, по мнению США, Китай занимается откровенным протекционизмом, занижая курс своей национальной валюты, сознательно субсидирует китайских экспортеров. В ответ США предлагают принять закон, который позволит властям США устанавливать повышенные пошлины на ввозимые из КНР товары пропорционально тому, насколько «неадекватным», по мнению Соединенных Штатов, в тот или иной момент будет курс юаня.
По мнению И. Дюмулена можно выделить ряд причин усиления использования скрытых протекционистских мер [2].
Если бы действие протекционистских барьеров было официально разрешено, то это бы просто парализовало все международное производство, опирающееся на глобальные производственные сети ТНК, которые, в свою очередь, не функционируют в условиях закрытой и сдерживающей торговли.
На сегодняшний день существует более 100 тысяч ТНК. Торговля сместилась в сторону внутрикорпоративной или межкорпоративной, обогнав торговлю между странами. В этой ситуации корпорации чаще всего используют скрытые методы протекционизма, чтобы в конкурентной борьбе добиться наибольшей выгоды.
Внутрикорпоративная торговля осуществляется преимущественно в рамках глобальных производственно-сбытовых цепочек ТНК. «Прямой» протекционизм способен разорвать эти цепочки и свести торговлю к минимуму, а это способствует увеличению числа скрытых протекционистских действий.
Неотъемлемой чертой ГПСЦ (глобальных производственно-сбытовых цепочек) является торговля промежуточными товарами. Увеличение числа таможенных барьеров, установленных правительством, приведет к резкому сокращению производства готовой продукции. Поэтому возрастает доля обходных путей поддержки своего производителя и роста применения скрытого протекционизма.
Изменение валютных курсов (особенно к доллару) стало важным инструментом перехода от традиционного протекционизма к скрытому.
В последнее время прослеживается тенденция отказа многих развивающихся стран пускать на свои рынки западные товары и услуги. Так как официально применение барьеров в рамках ВТО запрещено, то происходит рост числа скрытых методов протекционизма.
По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе: технические барьеры; внутренние налоги и сборы; политика в рамках государственных закупок; требование о содержании местных компонентов. Чаще всего в последнее время такие меры применяются по отношению к Китаю, так как правительства ряда европейских стран и особенно США обеспокоены растущей экономической мощью данной страны.[4] Китайские производители уже легко могут составить конкуренцию большинству мировых товаров. По этой причине Китай чаще других подвергается воздействию протекционистских мер, и в частности, скрытых. [2]
Показатель числа расследований, связанных с применением всех вышеперечисленных методов скрытого протекционизма является одним из индикаторов развития протекционизма. Стоит заметить, что приблизительно с 2010 года число начатых антидемпинговых расследований сократилось, что говорит о положительном изменении в торговой политике ведущих стран.
В зарубежных исследованиях было осуществлено моделирование воздействия мер протекционизма на долгосрочный потенциал роста мировой экономики и времени выхода из экономического кризиса [2].
Как сказал президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу «спад в мировой экономике может спровоцировать страны прибегнуть к механизмам протекционизма, но призвал против этой меры, так как это не приведет к устойчивому развитию в мире в целом» [2].
Исследование, выполненное ЕЦБ, показало, что ограничения в глобальной торговле будут препятствовать выходу из кризиса. Также можно ожидать ухудшения международной конкурентоспособности страны и ухудшения потенциала для долгосрочного роста реального ВВП. В исследованиях Европейского Центрального банка предлагается с целью предотвращения «Мрачного протекционизма» осуществлять мониторинг и контроль протекционистских мер через независимые надзорные учреждения ВТО. [3]
Основные выводы Европейского Центрального банка сводятся к следующему.
1. В то время как фактические протекционистские меры по ограничению торговли через тарифные и нетарифные барьеры выросли во время кризиса, их экономический эффект до сих пор остается умеренным.
2. Увеличение количества применяемых скрытых протекционистских мер приводит к дисбалансу в экономической обстановке.
3. Протекционистские меры будут иметь негативные последствия для реального роста ВВП и повышения конкурентоспособности в среднесрочной перспективе.
Возможными рисками, связанными с применением скрытого протекционизма, не стоит пренебрегать. Запоздалое реагирование на ограничительные действия может привести к сильнейшим последствиям в функционировании всей свободной торговли. [3]По мнению ЕЦБ необходимо повышать бдительность и систематический контроль за проведением в странах протекционистской политики.
Рассмотрев некоторые причины развития скрытого протекционизма, можно прийти к выводу, что у его истоков стоит обострение конкуренции в условиях кризиса. Это объективный процесс, связанный с глобальной конкуренцией и структурными изменениями мирового экономического пространства, то есть смещением или возникновением новых центров мирового развития и изменением в странах периферии и полупериферии.
Ответы на все вопросы, связанные с этой темой, требуют дальнейшего исследования, так как изменения под влиянием кризисных явлений происходят ежедневно.