Производственные возможности строительного предприятия в значительной мере определяются составом применяемых машин и механизмов и уровнем использования их потенциальных возможностей.
Ни одна стройка сегодня не обходится без использования современной строительной спецтехники, имеющей высокие технические характеристики. Однако имеются определѐнные проблемы с эксплуатацией в строительном комплексе, такие как недостаточно эффективные решения по организации использования парка техники, а в отдельных случаях и просто игнорирование технического обслуживания машин.
Существенный недостаток имеют действующие в настоящее время Государственные элементные сметные нормы на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы, в которых учтено время, необходимое для выполнения основных и вспомогательных работ. А всевозможные технологические перерывы, простои из-за несвоевременного поступления строительных материалов, нескоординированной организации работы бригад не учитываются [1]. Многие строительные предприятия берут технику в аренду или приобретают с помощью лизинга, а фактическая плата за аренду определяется из расчета времени нахождения еѐ на объекте, но никак не из расчета выполнения ею заданной работы. Поэтому предприятия несут лишние фактические затраты, которых можно избежать путѐм учѐта работы строительных машин и механизмов не по единому шаблону, как это имеет место в действующих сметных нормативах от объема выполненных работ, а с учетом специфических условий работы.
Новая техника, проданная 3-4 года назад, часто становится серьѐзно изношенной, из-за чего возрастают потребности в сервисе и ремонте [2]. А объѐм услуг, предоставляемых специализированными сервисными и фирменными центрами, недостаточен.
При этом высокая конкуренция на строительном рынке заставляет руководителей предприятий использовать режим экономии. И перед руководителями встаѐт следующий вопрос: либо снижать фонд оплаты труда, либо экономить на механизации производства. Однако первый вариант неприемлем потому, что такая экономия приведѐт к снижению качества продукции. Затраты же на механизацию в строительстве занимают от 10 до 20 %, а по сметной документации – и до 40 % [3]. Такой ресурс достаточен для соблюдения режима экономии, поэтому решением данной проблемы становится снижение финансирования механизации. При этом счета на запасные части, топливо, материалы, услуги ремонта строительной техники оплачиваются или не в полном объѐме, или вовсе остаются без внимания.
Эффективно позиционируя себя на рынке, умея профессионально взаимодействовать с поставщиками материалов, работать с заказчиками, управлять собственным и заѐмным капиталами руководители мало обращают внимание на сферу механизации.
В настоящее время понимание необходимости формирования российского рынка сервисных услуг привело к тому, что заводы-изготовители уже стали уделять большое внимание развитию сервисных служб по всей территории России, аттестации дилерских центров и их техническому оснащению. Рынок сервисных услуг и продаж запасных частей стал расти на 15-20 % в год.
Крупные сервисные центры начали применять централизованную структуру управления сервисом, где несложный ремонт, техническое обслуживание и диагностирование преимущественно осуществляются на месте работы машин с помощью передвижных мастерских, а более сложный ремонт, техническое обслуживание и капитальный ремонт – на базе. При этом снабжение запасными частями и пополнение оборотного фонда агрегатов осуществляется с центрального склада базы. Такая структура обеспечивает минимальные затраты ресурсов [2].
При этом эксплуатация строительных машин, механизмов и средств малой механизации, включая их техническое обслуживание, монтаж и демонтаж, должна осуществляться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Руководители предприятий, производящих строительно-монтажные работы с применением машин, обязаны назначать инженерно-технических работников, ответственных за производство этих работ, из числа лиц, прошедших проверку знания правил и инструкций по производству работ с применением соответствующих машин [4]. Для проведения гарантированных регулярных осмотров техники предпочтительно привлекать инспекторов-консультантов, имеющих большой опыт работы в данной сфере.
Таким образом, наличие современной техники с высокими характеристиками не является гарантией успеха предпринимательской деятельности. Обязательным аспектом является качественное управление эксплуатацией строительной техники, а также проведение своевременного надлежащего еѐ технического обслуживания, и вследствие этого – достижение высокой надѐжности машин и длительного срока их эксплуатации.