Определить понятие «качество» и критерии его оценки однозначно нельзя. Современное понятие качества, особенно в строительстве, постоянно меняется в зависимости от изменений потребностей и возможностей потребителей. Строительная организация взаимодействует с потребителями и другими факторами ее внешней среды (конкурентами, поставщиками, инвесторами и т.д.) и поэтому только она сама может определить, что такое качество для ее потенциальных и реальных клиентов.
Система менеджмента качества в первую очередь должна быть механизмом обеспечения конкурентоспособности строительной организации на рынке. Система определяющие влияет на имидж и служит механизмом, который позволяет ограничить влияние факторов, негативно влияющих на деловую активность строительных организаций.
Руководство строительной фирмы должно обеспечивать координацию взаимодействия в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации, для того чтобы были установлены необходимые стандарты качества и требования к продукции. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области установления качества. Политика в отношении результативности системы менеджмента качества создает основы для постановки стратегического анализа целей в этой области.
Очевидно, что эффективность системы менеджмента качества во многом зависит от того, насколько хорошо документирована такая система.
Существует 6 процедур системы менеджмента качества обязательные для любой организации:
1. Управление документацией;
2. Управление записями по качеству;
3. Управление корректирующими действиями;
4. Управление предупредительными действиями;
5. Внутренний аудит;
6. Управление не соответствиями.
Организация должна использовать подходящие методы мониторинга и, где это применимо, измерения процессов системы менеджмента качества. Эти методы должны показывать способность процессов достигать запланированных результатов. Если запланированные результаты не достигаются, то должны предприниматься необходимые коррекции и корректирующие действия. Строительная организация должна определить действия в целях устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должны соответствовать предполагаемым последствиям потенциальных проблем.
За последние годы характер строительного производства и рынка строительных материалов сильно изменился – появились новые прогрессивные технологии, современные строительные материалы, методы организации производства. Все это привело к изменению и самих характеристик, возводимых зданий и сооружений. Рынок недвижимости стал ориентироваться не только на требования потребителя со средним достатком, но и на потребителей с более высокими доходами, которые стремятся удовлетворять свои индивидуальные, специфические потребности.
Поэтому руководство строительной организации должно понимать, что постоянно должна повышаться результативность системы менеджмента качества в строительной организации посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства строительной организации.