Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

1 1
1

Строительно-монтажная продукция обладает большими трудозатратами и высокой материалоёмкостью. Строительство всегда представляет собой длительный производственный цикл. За это длительное время меняется цена многих материалов, как правило, в сторону увеличения, что необходимо учитывать в определении объёма запасов. С другой стороны увеличение запасов отвлекает (замораживает) оборотный капитал.

Одной из главных целей строительной организации в управлении запасами является достижение оптимальной соразмерности запасов к объему производства. Оптимизации совокупных затрат позволяет найти компромисс между этими факторами и обеспечить наиболее выгодное сочетание в создании запасов.

Реализация этой цели достигается решением следующих задач:

• создание производственных и текущих запасов на складах или стройплощадках;

• создание и определение размера гарантийного (страхового) запаса;

• расчет оптимального размера заказа;

• определение интервала времени между заказами;

– Создание производственных запасов обеспечивает бесперебойность производственного процесса. Эта категория обеспечивает непрерывность строительного процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов постоянно меняется, что влечёт создание отдельного, постоянного, гарантированного (страхового) запаса.

– Гарантийный (страховой) запас позволяет обеспечить потребность на время предполагаемой задержки или непредвиденных обстоятельств поставки материала. Выбор размера гарантийного запаса зависит от максимально возможной задержкой поставки. При расходовании гарантийного запаса до минимальной величины порогового уровня необходимо восполнить до максимального уровня в ходе следующих поставок материалов. В нормальных условиях производственного процесса и правильно построенной логистической системой, величина гарантийного запаса, в отличие от текущего запаса, не меняется.

– При определении оптимального размера запасов строительной организации необходимо найти компромисс между двумя требованиями: обеспечить наличие строительных материалов в количестве достаточном для поддержания бесперебойности процессов строительства, и избежать создания излишних (сверхнормативных) запасов, которые отвлекают оборотный капитал и занимают большие площади стройплощадки.

Также в строительстве выделяют и другие виды материальных запасов, такие как: сезонные, подготовительные и запасы в пути.

– Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.

– Запасы подготовительные – это часть производственных запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном процессе.

– Запасы в пути – это запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки. Время пребывания запасов в пути, то есть время транспортировки, определяется с момента погрузки на транспорт до прибытия груза к месту назначения.

Для ситуации, когда отсутствуют отклонения от запланированных поставок и запасы потребляются равномерно, в теории управления запасами разработаны две основные системы управления, которые решают поставленные задачи, соответствуя цели непрерывного обеспечения потребителя материальными ресурсами. Такими являются:

Система управления запасами с фиксированным размером заказа;

Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.

– В системе фиксированным интервалом времени между заказами, заказы делаются в строго определенные моменты времени, которые отстоят друг от друга на равные интервалы, например один раз в 7 дней, 14дней, один раз в месяц. Оптимальный размер заказа позволяет минимизировать совокупные затраты на хранение запаса и повторение заказа, а также достичь наилучшего сочетания взаимодействующих факторов, таких, как используемая площадь складских помещений, издержки на хранение запасов и стоимость заказа.

– В системе с фиксируемым интервалом времени между заказами, размер заказа определяется исходя из имеющихся запасов и ожидаемого потребления за время поставки.

В рамках логистической концепции важно организовать движение материалов для поступления в необходимом количестве в нужное время, что способствует ещё одному определению оптимального объёма запаса на складах и строительных площадках, для производства строительно-монтажной продукции.

Различное сочетание методов управления запасами, также добавление принципиально новых идей в алгоритм работы с ними, приводит к возможности формирования иных форм создания уровня запасов, отвечающим самым различным требованиям.