Современная фаза развития инвестиционно – строительного комплекса России в целом и отдельных ее регионов в настоящее время может быть охарактеризована как стадия экономического роста. Подтверждением этого служит динамика таких конъюнктурных показателей, как величина инвестиций в основной капитал и объемы выполненных строительно-монтажных работ. Президент России Владимир Путин подписал Указ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». В нём, в частности, определено:
«В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг постановляю Правительству Российской Федерации обеспечить: а) до 2017 года – увеличение доли заёмных средств в общем объёме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30 процентов; б) до 2018 года: снижение показателя превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен до уровня не более 2,2 процентных пункта; увеличение количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 815 тысяч в год; создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет; снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путём увеличения объёма ввода в эксплуатацию жилья экономического класса; в) до 2020 года – предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия.
В 2012 году в законодательстве в области строительства произошли некоторые изменения, вступили в силу новые нормативные документы, касающиеся обеспечения безопасности строительных работ. Помимо этого ведутся работы по пресечению коммерциализации саморегулирования. Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента.
Развитие ипотечного кредитования также стало существенным фактором, рождающим стабильный спрос на новое жилье. Однако следует отметить, что указанный рост в некоторых регионах России пока еще имеет незначительный и фрагментарный характер. В связи с этим, возрастает интерес к оптимизации структуры инвестиционно-строительного комплекса, к программам «выравнивания» регионов по уровню их социально-экономического развития. Президент России Владимир Путин подписал серию поручений Правительству РФ:
1) по разработке порядка бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса, предусмотривая при этом ограничение продажной цены на такое жильё;
2) по разработке комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе;
3) по формированию рынка доступного арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
4) по разработке комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.
Были разработаны:
«Нормативы продолжительности проектирования объектов жилищно-гражданского назначения» в виде свода правил;
Приказ Министерства регионального развития РФ «Об утверждении форм сметной документации и порядка их заполнения в сфере определения стоимости строительной продукции», в котором вводятся требования о не превышении предельной стоимости строительства проектируемого объекта, установленной в задании на проектирование при оформлении содержания конкурсной документации;
Приказ Министерства регионального развития РФ «Об утверждении Порядка разработки и утверждения сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства»;
Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ», в части регламентации деятельности организаций по управлению многоквартирными жилыми домами, в том числе в целях обеспечения безопасности эксплуатации зданий и сооружений.
Доступ к участкам Федерального фонда развития жилищного строительства теперь получат только крупные застройщики с хорошей репутацией. Основным критерием предварительной квалификации станет объем строительства компании-участницы за последние три года – он должен быть не меньше, чем среднегодовой ввод на разыгрываемом участке, указанный в аукционной документации. Новые правила должны исключить из игры недобросовестных застройщиков, считают в Минрегионе.
Необходимо наладить эффективный организационно-экономический механизм реструктуризации, четко обозначить принципы и методы ее проведения, в полной мере проработать вопросы управления региональным инвестиционно-строительным комплексом в процессе его реструктуризации, ужесточить контроль Национальными объединениями саморегулируемых организаций за деятельностью СРО, уполномочить Национальные объединения СРО правом проведения контроля наравне с Ростехнадзором.
Поставленные руководством государства задачи по увеличению ввода в эксплуатацию жилых домов в рамках национального проекта «Комфортное и доступное жилье гражданам России» предполагают кардинальное повышение эффективности строительной деятельности, формирование оптимальных механизмов регулирования и контроля в данной сфере, нового уровня взаимодействия государства и строительного бизнеса.
Кроме того, на современном этапе многие строительные компании готовы принять участие в регулировании как собственных технологических процессов (в форме разработки и внедрения технических регламентов, национальных и специальных стандартов), так и деятельности на рынке строительных работ и услуг.
Условия реализации социальных программ, процент бюджетного финансирования, ипотечная политика, размер процентных ставок – от масштаба возможных изменений напрямую зависит будущее строительной сферы.