Требования к анализу проектов и принципы подготовки бизнес-плана могут существенно меняться в зависимости от целей проекта и условий его осуществления. На практике доказано, что существующие в рамках методологии управления проектами принципы и инструменты позволяют организациям совершенно разных профилей развиваться и достигать своих целей в рамках жестких временных и ресурсных ограничений. Бизнес-план – это документ, который описывает все аспекты деятельности будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. В конечном счёте составленный бизнес-план должен чётко отвечать на вопрос, стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. Инвестиционный бизнес-план должен помочь корректно учесть и представить ключевую информацию о реализуемом проекте, его финансовых, операционных и прочих аспектах.
Бизнес-план – документ, задача которого убедить потенциального инвестора вложить в проект деньги, время или другие ресурсы. В качестве таких инвесторов могут выступать акционеры, предприятия, стратегические партнеры, государство, банки и другие финансовые институты. Есть необходимость в разработке бизнес-плана также и в том случае, если надо получить франшизу или стать дилером какого-либо производителя. Разработке инвестиционного бизнес-плана должен предшествовать довольно серьезный период исследований, сбора и анализа информации. Это маркетинговые исследования, определение цен на оборудование, продукцию, оборотные средства, аренда, покупка или строительство помещения. Это информация о поставщиках, покупателях, конкурентах.
В настоящее время существует множество методик помогающих упростить и упорядочить подготовку бизнес-планов и инвестиционных предложений. Эти документы рассчитаны на специалистов различных бизнес – структур, представителей компаний-инициаторов проектов.
Руководства позволяют корректно учитывать и представлять ключевую информацию о реализуемых проектах, финансовых, операционных и прочих аспектах. Это делает возможным проводить маркетинговые исследования, оценивать соответствие организационных, профессиональных и технологических возможностей предприятия требованиям производства и сбыта выбранной продукции или услуг, определять потенциальных партнеров по кооперации, основных поставщиков сырья, материалов, комплектующих, технологического оборудования, осуществлять предварительный расчет объема инвестирования.
Посредством проектного анализа можно решить задачи оценки эффективности планируемой деятельности, стоимости бизнеса на основе прогноза денежных потоков компании, сценарного сравнения альтернативных вариантов, учета проектных рисков.
Инвестиционный бизнес-план довольно сложный и серьезный документ, над которым необходимо в достаточной мере поработать, чтобы он дал конкретные результаты оценки проекта, расчета срока окупаемости, оценку рисков. Кроме того после проведения маркетинговых исследований ситуация может измениться. Невозможно предугадать все обстоятельства, ожидающие инвестора в будущем, – всегда существует вероятность того, что сделанные инвестиции будут полностью или частично утрачены.
Комплексное использование автоматизированной системы Project Expert дает возможность с помощью элементов управленческого учета и финансового моделирования применить практические методы разработки и анализа бизнес-планов инвестиционных проектов, оценить бизнес, сделать анализ безубыточности.
Применение средств Project Expert позволяет также моделировать схемы финансирования различных бизнес – проектов компании, альтернативных вариантов развития, учитывать результаты инвестиционного анализа неопределённостей и рисков, что особенно важно для принятия взвешенных управленческих решений и представления бизнес-плана заинтересованным организациям.