Система регулирования отношений бизнеса, власти и населения опосредуется в рамках «поля институционализации» связями и взаимодействиями бизнеса, государственных органов управления, населения, общественных организаций. Формированию и укреплению таких связей способствуют создаваемые в российских регионах независимые исследовательские центры, службы «связей с общественностью», центры социального консультирования. Целью таких объединений является разработка стандартов по обслуживанию и их утверждение, упорядочение взаимоотношений, укрепление контактов с заказчиками и клиентами. Это придаёт институционализированным связям весьма ценный ресурс гибкости, который особенно важен для развивающегося российского бизнеса, определения форм его социализации, участия в социально значимых программах и проектах обслуживания населения.
Важной тенденцией развития сферы социальных услуг является то, что негосударственные некоммерческие организации играют все более значительную роль в решении общественного обслуживания, рассматривают его как приоритетное направление формирования гражданского общества. Цель некоммерческих организаций – прежде всего направление инициативы «снизу» в социально полезное русло. Этим создается уникальная возможность плавного, безболезненного объединения всеобщих государственных интересов, интересов бизнеса и населения через форму интереса определенных общественных групп – в рамках гармоничного, неконфликтующего гражданского общества.
В силу исключительности своего положения государство является монополистической организацией, несущей, с одной стороны, возможность стабильности, устойчивости, а с другой – негибкость, опасность реализации не общественных, а групповых и личных интересов, а при отсутствии продуманной экономической программы возможно развитие деформационных процессов, которые могут вызвать разрушительный экономический кризис. Важным элементом государственного регулирования и обеспечения стабильности экономики являются институты, социально-экономическая сущность которых с точки зрения участия в стабилизирующих и антикризисных процессах проявляется в следующих воздействиях:
– институты играют интегрирующую роль, способствуя консолидации средств субъектов общественного производства реализации их функций в целях решения задач, обеспечивающих целостность не только экономической системы, но и всего общества;
– информационное воздействие институтов заключается в накоплении, обработке и передаче специализированной экономической информации, необходимой как для деятельности хозяйствующих субъектов, так и для обеспечения иных экономических и социальных процессов. Выполняя информационную функцию, институты обеспечивают непрерывность общественного воспроизводства;
– институты оказывают и ориентационное воздействие, являясь одним из инструментов направления деятельности экономических субъектов по курсу, наиболее приоритетному для общества и экономики, и приостановления деятельности субъектов, приносящей отрицательные последствия.
Указанные воздействия способствуют обеспечению устойчивости, повышению уровня организованности национальной экономики, способности в определенной мере гасить возникающие кризисные явления на основе урегулирования возникающих противоречий. В свою очередь, выступая в качестве системы стабилизации, рыночные институты должны обладать механизмами адаптивности и устойчивости, которые формируются в результате взаимодействия существующих противоречивых сил. Развитие подобных механизмов требует формирования ряда теоретико-методологических принципов построения и функционирования системы экономического управления. Стабильность и устойчивость институциональной среды определяются совокупностью состояний всех ее элементов и связей, которая оценивается надежностью.